Уважаемый читатель, хочу сказать, что мне очень близка тема данной статьи! Ведь я человек с ограниченными возможностями здоровья, к тому же, я являюсь медицинским психологом, которому удалось посмотреть на то, как же все таки отношения родителя к состоянию здоровья ребенка влияет на становление и развитие личности этого самого ребенка.
Как вы понимаете, диагноз ребенка может быть любым. Это исследование проводилось на родителях, воспитывающих детей с ДЦП.
На сегодняшний день в нашей стране увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии. Одной из главных причин инвалидизации детей являются заболевания нервной системы (34,1%), среди которых первое место занимает детский церебральный паралич (ДЦП). В связи с этим важно найти способы увеличения «ценности жизни» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не вызывает сомнения, что в процессе лечения и реабилитации детей с ДЦП участвуют не только врачи, психологи, педагоги, социальные работники и тд., но и сама семья, воспитывающая такого ребенка. Роль последней в процессе реабилитации детей – инвалидов зачастую остается недооцененной.
Между тем проблемы, возникающие в семье, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, оказывают влияние не только на саму семью, рассматриваемую в качестве части общества и тем самым меняют ее уклад, но и на взаимоотношения между ее членами. Все это может сформировать у родителей определенное отношение к болезни ребенка, целый ряд эмоциональных проявлений, влияющих на взаимодействие с ребенком внутри семьи.
К ним относятся:
1. Родительские ожидания (экспектации)
2. Особенности воспитания в родительской семье
Экспектации – важный фактор социально-психологического развития ребенка с ограниченными возможностями, связанный с ожиданиями человеком отношений, оценок, представлений о нем окружающих. Они выступают в качестве механизмов интеракции в контексте межличностных отношений. Экспектации родителей передаются ребенку в процессе семейного общения, через оценку родителями значимых событий в жизни ребенка, его отношений с другими людьми, его способностей. Положительные, оптимистические ожидания родителей даже в отношении проблемного ребенка позволяют ему верить в свои силы, достигать целей. Отрицательные или противоречивые ожидания создают деструктивные программы. Это неформальные экспектации, основанные на нормах, стандартах поведения, которых придерживаются неосознанно. Они несут на себе отпечаток культуры, морали человека, общества, которое предписывает: иметь здорового ребенка – это хорошо, больного – плохо. Экспектации по отношению к ребенку с ДЦП образуют фон повседневной семейной жизни и могут оказаться в поле зрения лишь при специальном исследовании.
Экспектации реализуются на фоне особенностей воспитания – гармоничных или дисгармоничных (гипер- гипопротекция, «Золушка», «Кумир семьи» и пр.)
В результате проведённой работы выяснено:
1. Особенности уклада семьи и ее функционирование существенно влияют на успех лечения и реабилитации ребенка. Ответственное отношение родителей к рекомендациям специалистов может значительно ускорить процесс лечения ребенка и благотворно повлиять на его самочувствие.
2. В семьях воспитывающих ребёнка с детским церебральным параличом, выявлены нарушения процесса воспитания, такие как: гиперпротекция, гипопротекция, недостаточность требований-запретов к ребенку, чрезмерность или минимальность санкций в отношении него, неустойчивость стиля воспитания, расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств.
3. Родители применяют к детям санкции и запреты различной степени строгости.
4. Отношение родителей к болезни ребенка также различно, симптомы заболевания могут быть приуменьшены или преувеличены.
5. Родители негативно воспринимают применение в отношении их ребенка термина «ребенок – инвалид».
В процессе проведения исследования были замечены особенности заполнения испытуемыми тестового материала: родители склоны комментировать те вопросы, с которыми они не согласны, давать развернутые ответы и предлагать свои варианты ответов. Такие реакции родителей на ситуацию обследования, могут свидетельствовать о наличии у них определенных защитных механизмов.
Родительское участие и помощь в лечении оказывают огромное положительное влияние на процесс реабилитации ребенка.