В анналах Северной индийской классической музыки мало кто из артистов может похвастаться большим международным признанием (или признанием имени), чем мастер-перкуссионист Закир Хуссейн.
Сын таблы-виртуоза Аллы Раха, Хусейн вырос в окружении таких легенд, как Рави Шанкар . К 19 годам он аккомпанировал Шанкару и другим иконам индийской музыки, а в свои двадцать с небольшим лет работал с такими известными западными музыкантами, как Джордж Харрисон и джазовый гитарист Джон Маклафлин . Он, пожалуй, самый известный в Америке за его сотрудничество с барабанщиком Grateful Dead Микки Хартом в многочисленных проектах, в том числе Diga ритм-Бэнд, Planet Drum и Mystery Box.
Теперь Хуссейн приступил к межкультурному сотрудничеству с банджо-игроком белой Флек и басистом Эдгаром Мейером, сплавляя элементы джаза, мятлика и индийской музыки, чтобы создать стилистический фьюжн, непохожий ни на что, что вы когда-либо слышали. Мы недавно говорили с мастером табла, когда трио приступило к своему первому туру в поддержку их превосходного альбома "Мелодия ритма".
Я всегда был заинтригован сложностью индийской музыки и самоотверженностью, которая требуется, чтобы овладеть ею.
В каком возрасте вы начали играть на ударных инструментах?
Во-первых, нужно понять, что для любой музыки важно находиться в этой среде, впитывая всю информацию, просто проживая ее. Вот в чем была вся моя жизнь. Когда я был маленьким ребенком, ритмы и звуки постоянно были там, со студентами, практикующими, мой отец преподавал, играл записи и ходил на концерты. К тому времени, когда мне исполнилось 3 или 4 года, я уже узнавал тона и узоры. Я был вовлечен в это весь день, но больше от того, чтобы смотреть, а не быть внутри. Я видел, как мой отец общался со всеми этими студентами и музыкантами, и восхищение приходило к нему. Он стал больше, чем жизнь, почти богоподобным, и я хотел соединиться с ним таким образом. К семи годам я уже играл на школьных концертах.
Как твой отец отреагировал на твой растущий интерес к табле?
Он играл в обратную психологию! Вместо того чтобы подтолкнуть меня к этому, он просто держался подальше. Чем больше он держался в стороне, тем больше мне хотелось быть там. И когда мне было семь, он сказал: "Так ты хочешь это изучить?"Он будил меня в 2 часа ночи, и я хотел открыть свою таблу, но он сказал: “Нет, мы собираемся поговорить."В течение следующих 4 или 5 лет мы делали это каждую ночь.
Я сидел перед ним, и он говорил со мной о ритмах, пел узоры и просил меня петь их в ответ, и говорил о старых мастерах и великих музыкантах того времени. Я не могу объяснить экстаз тех моментов. Когда мне исполнилось 12 лет, меня посылали играть концерты вместе с ним, как его ученика. В возрасте 19 лет я был отправлен в качестве его замены для выступления с Рави Шанкаром в Нью-Йорке, и моя жизнь изменилась навсегда.
В индийской классической музыке исторически доминировали пуристы. Какова была реакция, когда вы впервые начали сотрудничать с западными музыкантами в 1970-х годах?
К тому времени, как я начал, Рави Шанкар и мой отец уже сделали это, так что это было не так уж и шокирующе. Я ритмический игрок, и ритм универсален. Когда мой отец записывал пластинку с Бадди Ричем, это казалось очень естественным. Что было интересно для меня, так это то, что мой отец очень поддерживал все, что я делал.
Единственное, что он сказал мне, было: “убедитесь, что у вас есть своя собственная личность и делайте то, что вы делаете лучше всего, а именно играете в таблу.” До тех пор, пока я продолжал играть свои индийские концерты, это не имело значения, что еще я делал. Знатокам было очень ясно, что я одинаково чувствую себя дома в обоих медиумах. Но, сказав это, эта пуристская вещь-то, что происходит во всех формах музыки.
Какое волнение вы испытываете, объединяя культурные влияния с другими людьми?
Самое интересное-это учеба. Мой отец однажды сказал мне: "не пытайся быть мастером, просто будь хорошим учеником.” Каждый раз, когда я играю с музыкантом, с которым никогда раньше не играл, я узнаю что-то новое. Когда играешь с белой Флеком, Джоном Маклафлином или Микки Хартом, я учусь у них. Это позволяет мне расширить свой настольный репертуар до территорий, которые он никогда не уходил раньше.
Табла является уникальным инструментом в том смысле, что он имеет способность поглощать любую информацию, чтобы напечатать на нем. Он будет склоняться к нуждам текущего момента.
Идея этого тура заключается в том, чтобы иметь возможность записывать то, что мы играем вживую. У нас есть эти идеи, и мы выносим их на сцену, а затем мы работаем с аудиторией над тем, как пьеса раскрутится, появится и найдет свою индивидуальность.
Я думаю, что идея заключается в том, чтобы позволить музыке найти свой дух и характер во время тура. Надеюсь, к тому времени, когда мы закончим, у нас будет новый альбом!