Найти тему
Историческое оружиеведение

Почему гусар победит кирасира в схватке. Что говорили специалисты в середине XVIII - начале XIX веков.

Французский кирасир и английский гусар из 15-го гусарского (Хубарт, 1825).
Французский кирасир и английский гусар из 15-го гусарского (Хубарт, 1825).

Первая статья на эту тему ("Гусар против кирасира: победа или поражение. Что говорили уставы и наставления XVIII - XIX веков"), в которой цитировалась французская памятка для гусар 1764 года, отмечавшая преимущество гусара перед кирасиром, вызвала ряд комментариев с общим трендом "этого не может быть". Для современных знатоков специфики боя между кирасирами и гусарами, предлагается второй материал, основанный на наблюдениях офицеров второй половины XVIII - начала XIX века, "золотого века" европейской кавалерии.

"Немецкий гусар и французский кирасир, выбравшиеся из толпы после схватки, встретились на поле битвы в виду наших линий. Гусар потерял свой кивер, и кровь струилась из его головной раны. Однако это не помешало ему кинуться на своего противника, закованного в железо, и он скоро доказал, что искусство в управлении лошадью и умение владеть саблей более значат, нежели предохранительное вооружение. Превосходство гусара можно было заметить, как только они скрестили оружие. После нескольких нападений сильный удар заставил француза покачнуться в седле, и все его старания воспротивиться быстрым нападениям противника остались тщетными; наконец второй удар повалил его на землю. 3-й гусарский полк, жадно следивший за этим отчаянным поединком, шумно аплодировал победителю" (вахмистр Коттон, 1815). Этот эпизод приводит в своей книге "Кавалерия: ее история и тактика" (1852) английский капитан Л. Нолан, погибший в 1854 году во время знаменитой атаки Легкой бригады под Балаклавой.

Французский гусар атакует австрийского кирасира (В. фон Кобелль, 1805 г.).
Французский гусар атакует австрийского кирасира (В. фон Кобелль, 1805 г.).

Будучи одним из ярых критиков кирасир, капитан Нолан в своей широко известной в кавалерийских кругах книге сформулировал сразу несколько аргументов в пользу того, что легкий кавалерист просто обязан победить кирасира. 1) тяжело вооруженный всадник, который должен одновременно управлять лошадью и фехтовать, быстро устанет под тяжестью вооружения, а его лошадь - под тяжестью всадника. И кирасир не сможет эффективно управлять ни тем, ни другим. "Такой человек, конечно, всегда будет во власти каждого легко вооруженного кавалериста, который гарцует около него". 2) Защищающая только грудь кираса бесполезна, поскольку все остальные части тела кирасира открыты для удара. "С того момента, как раненая рука перестает действовать, каждый кавалерист находится во власти своего противника. Тягость вооружения только препятствует кирасиру защищаться против человека, ничем не стесненного и владеющего оружием столь свободно, что одним ударом может отсечь у него член и повалить его лошадь". 3) Континентальные породы лошадей слабы, неповоротливы и малорослы, поэтому, сажая кирасира на такую лошадь, европейцы могут рассчитывать только на слабость духа атакуемой кавалерии. "Но истинный солдат, легко и ловко ездящий на своей лошади, действует смело и решительно, какой бы грозный вид его противник не имел" И в качестве итога: "Если сильному и тяжело вооруженному кавалеристу вы дадите хорошую лошадь, то он все-таки не одолеет и одного ловкого казака" (капитан Нолан).

Прусские гусары преследуют австрийских кирасир в 1757 г.
Прусские гусары преследуют австрийских кирасир в 1757 г.

Примером преимущества гусар перед кирасирами служили действия прусских гусар второй половины XVIII века, которые одинаково хорошо атаковали любым строем и любого неприятеля. Французский полковник Маренвиль описывал действия прусских гусар против австрийских кирасир так: "В день сражения 5 декабря я видел этих гусар, гнавших гвардейскую кавалерию (кирасир) вплоть до деревни Лейтена, где они должны были наткнуться на нашу пехоту. Один из этих отчаянных наездников срубил голову кирасиру не далее как в тридцати шагах от крайнего дома этой деревни" (1757). Полковник Варнери, сделавший карьеру в прусских "белых гусарах" и командовавший чуть позже гусарским полком писал, что "тяжелая кавалерия может быть совершенно уничтожена, если в виду легкой конницы она потеряет бодрость и придет в расстройство". Даже Зейдлиц, чей полк служил образцом для кавалерий всей Европы того времени, признавал, что в более или менее длительном походе он не устоит против шести сотен хороших гусар.

Убитый прусский кирасир (Монограм, 1890).
Убитый прусский кирасир (Монограм, 1890).

Что говорили уставы и наставления XVIII - XIX веков об исходе боя между кирасиром и гусаром, вы можете прочитать здесь.

О том, как на самом деле проходили атаки кавалерии против кавалерии, вы можете прочитать здесь.

О том, что советовали делать в ближнем бою кавалерии против кавалерии, вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал журнала "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте, задавайте вопросы, предлагайте темы для будущих публикаций. Это поможет развивать канал, сделать его еще интереснее и полезнее!