Как всем известно в 988 году князь Владимир крестил Русь. Но что за религия предшествовала христианству? Это канал Библиотекаря и сегодня мы поговорим о славянском язычестве, его основных чертах и ритуалах!
Славянское язычество своими корнями уходит в глубокую древность - в индоевропейскую религиозную традицию. Да, славяне, также как германцы, кельты, иранцы и многие другие народы, были когда-то единым этносом, или, по крайней мере, родственными племенами. Религиозная система, объединявшая их, вскоре распалась на несколько ветвей, а эти "ветви" со временем тоже видоизменились. Так появились многие из мифологий (греческая, иранская, славянская и другие).
Если взять любые две мифологии индоевропейцев, то можно найти огромное количество схожих черт, сюжетов и персонажей.
Источники по славянской мифологии
Тем не менее, славянское язычество в отличии от например от древнегерманского практически не имеет никаких источников. "Но как же Велесова книга?" - спросите вы. Увы, но это, всего лишь, фальсификация и доверять ей не стоит.
Знаменитый советский археолог и историк Б. А. Рыбаков по вопросу источников говорит следующее:
"В отличие от греческой мифологии, которая уже с VII века до н.э. стала объектом (а, может быть, в какой-то степени и жертвой) литературной обработки и творческого обогащения жрецами, поэтами, писателями и специальными мифографами, славянская мифология, как «жизнь богов», осталась неописанной".
Средневековые авторы старались не столько описывать языческие традиции, сколько их высмеивать. Ведь так поступали древнехристианские проповедники, которые бичевали античное язычество.
Однако, все-таки можно найти обрывочные сведения в средневековых летописях, например в Повести временных лет или у Прокопия Кесарийского. Но наиболее важным источником является, конечно же, археология.
Боги славян
Вышеупомянутый Прокопий Кесарийский говорит в своем труде "Война с готами" о некоем боге-творце молний. Вероятней всего - это Перун, который считался не только громовержцем, но покровителем воинов.
Волос, или Велес являлся богом рогатого скота. Хорс и Симаргл по всей видимости были заимствованы из более древней иранской мифологии и восходят к иранскому Хурсиду (олицетворение Солнца) и Сэмургу (божественному грифону).
Касательно Дажьбога следует сказать, что этимологически он восходит к понятию "наделяющий богатством". Это божество ассоциировалось с Солнцем. О Стрибоге известно крайне мало. В "Слове о полку Игореве" говорится что его внуками были ветры.
Единственная богиня в так называемом "владимирском пантеоне" - это Мокошь, или Макошь - богиня плодородия.
Сварог является отцом Дажьбога, и нередко его называли покровителем кузнечного мастерства.
Бог Род по одной версии считался творцом всего, по другой - духом-покровителем потомства. С рожаницами тоже не все так просто. Одни исследователи считают их покровителями материнства, другие - богинями плодородия, а третьи - духами судьбы (по типу греческих мойр).
По данной теме и в более развернутом варианте у меня есть видео на ютубе. Приятного просмотра!
Языческие ритуалы и традиции
У славян-язычников особо почитаемым был культ предков, и соответственно, вытекающие из него обряды и ритуалы. Прежде всего, обряд погребения.
Любор Нидерле - знаменитый чешский историк-славист, говорит о том, что основным погребальным обрядом у славян времен язычества было трупосожжение:
"В основном славянский языческий обряд заключался в том, что тело умершего с плачем и пением доставлялось на кладбище, скорее всего к общему кострищу или к отдельной могиле, которая уже была подготовлена. Там из поленьев был сложен костер, на который укладывали покойника в одежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни, – непосредственно на костер, или на доске, или в ладье. После этого родственники поджигали костер. Тотчас же по сожжении покойника или на следующий день пепел с обгоревшими остатками костей, оружия и украшений собирали в кучу или складывали в урну, которую зарывали в могилу или ставили, наконец, на могилу сверху на камень или на столб в зависимости от того, какие могилы были в обычае данной местности и рода".
Перед этим тело умершего выносили из дома не через двери, а сквозь специальный пролом, сделанный для этой цели. Причина тому - боязнь, что душа, которая пожелает вернуться - найдет дорогу обратно...
Некоторые ученые, например Мирча Элиаде упоминает, касательно славян, о таком обычае как вторичное погребение. Через 3-6 лет после похорон из могилы извлекают кости, моют их, заворачивают в кусок ткани, а потом относят либо в церковь, либо ставят дома. Это чисто языческий обряд, церковь боролась с ним в некоторых странах вплоть до XX века. По одной из версий, смысл этого обычая - проверить превратился ли покойник в упыря, и если что, пронзить его колом или сжечь.
Язычество и христианство
В СМИ или в каких-нибудь псевдоисторических фильмах можно услышать, что славяне практически мгновенно стали христианами. Грязные, немытые язычники вошли в Днепр, а вышли из него чистыми, богопослушными христианами. Это не так...
Если говорить о Древней Руси, то огромная часть ее населения еще несколько веков после Крещения пребывала в язычестве. Например в церковном поучении XI века говорится следующее:
"(Люди живут) Не слушая божественных словес, но аще плясци или гудци или ин хто игрець позоветь на игрище или на какое зборище идольское, то вси тамо текут радуяся… и весь день то(т) предстоят позорьствующе тамо. (Когда же этих полухристиан приглашают на церковную службу), "а мы позева (юще) и чешемся и протягаемся, дремлем и речем: „Дождь…“ или „студено…“ Да все то спону творим! А на позорищех – ни крову сущю, ни затишью, но многажды дождю и ветром дышющю, или въялици, то все приемлем радуяся, позоры дея на пагубу душам. А в церкви – покрову сущю и заветрию дивну, и не хотятъ прити на поученье, леняться".
Что уж говорить о том, что многие языческие праздники или суеверия в той или иной форме сохранились до сих пор!
Нравится славянская мифология - подписываетесь на каналы! Скоро будут новые статьи и видео на эту тему. И не забывайте читать книги.
Источники:
1. "Война с готами". Автор: Прокопий Кесарийский.
2. "Повесть временных лет". Автор: Нестор Летописец.
3. "Язычество древних славян". Автор: Б. А. Рыбаков.
4. "Славянские древности". Автор: Л. Нидерле.
5. "История веры и религиозных идей". Автор: М. Элиаде.
6. Материалы Википедии.