Найти в Дзене

Свобода или добровольный горький плен?

Что такое свобода и нужна ли она человеку? Едва ли не каждый философ, писатель, поэт, пытался ответить на этот вопрос. Вот и Кен Изи (1935-2001) попытался на него ответить в романе «Над кукушкиным гнездом».

Кен Изи - американский писатель, творивший в направлении постмодернизма и битничества;
Кен Изи - американский писатель, творивший в направлении постмодернизма и битничества;

Произведение, увидевшее свет в 1962 году, сразу же стало популярным. Фильм «Пролетая над гнездом кукушки»(1975) Милоша Формана по книге Кена Изи и вовсе стал культовым. Он стал вторым в истории кинематографа, получившим сразу пять премий «Оскар» в престижнейших номинациях. Фильм действительно потрясающий и, если по каким-то причинам вы не сможете прочитать книгу, посмотреть фильм нужно обязательно. Он гениальный. Хотя расхождения с книгой есть и существенные, что стало поводом для судебных разбирательств между создателями, все равно картина, на мой взгляд, потрясающая.

Многие критики сходятся во мнении, что книга Кена Изи более глубокая в высшем смысле, чем фильм. Считаю, что идеальным компромиссным вариантом будет прочесть книгу и посмотреть картину, составив своё мнение.
Многие критики сходятся во мнении, что книга Кена Изи более глубокая в высшем смысле, чем фильм. Считаю, что идеальным компромиссным вариантом будет прочесть книгу и посмотреть картину, составив своё мнение.

Раскрывать весь сюжет не буду, хотя на просторах интернета он раскрыт. Есть даже детальное описание сюжета как книги, так и картине в главной свободной энциклопедии интернета. Но я считаю, что для полноты ощущений стоит все-таки смотреть/читать в первый раз без спойлеров. К тому же, в фильме главный герой один, а в книге сделан акцент на рассказчика и главного героя почти поровну.

Итак, действие происходит в психиатрической лечебнице, где большая часть пациентов лечится добровольно. Рассказ в книге ведётся от лица «добровольного» психа, прозванного в больнице Вождем, за своё происхождение. Принудительно лечатся только совсем опасные пациенты, и главный герой книги - Рэндол Патрик Макмёрфи, здоровый, но желающий откосить от тюремного заключения и полевых работ, преступник. Он появляется в книге не сразу, но с его появлением, собственно, и начинается сюжет.

Самый главный персонаж - Макмёрфи или просто Мак. Попал в больницу по подозрению в психическом расстройстве, а ещё точнее потому, что обладает буйным нравом и очень сильно любит секс. Игрок. Азартен: страсть как любит заключать пари на деньги. Постоянно играет в карты на сигареты, долговые расписки. Хочет быть самым ярким и главным, но добр. Пытается вернуть пациентов больницы к жизни.
Самый главный персонаж - Макмёрфи или просто Мак. Попал в больницу по подозрению в психическом расстройстве, а ещё точнее потому, что обладает буйным нравом и очень сильно любит секс. Игрок. Азартен: страсть как любит заключать пари на деньги. Постоянно играет в карты на сигареты, долговые расписки. Хочет быть самым ярким и главным, но добр. Пытается вернуть пациентов больницы к жизни.
Вождь Бромден, от лица которого ведётся рассказ. Друг Макмёрфи.  Высокого роста, здоровый мужчина, всего боится, потому что пережил глубокое потрясение. Он кажется себе маленьким, хотя его рост 2 метра. Работники больницы им помыкают, а он от страха делает вид, что глухой. С появлением Макмёрфи начинает обретать силу и «становится большим».
Вождь Бромден, от лица которого ведётся рассказ. Друг Макмёрфи. Высокого роста, здоровый мужчина, всего боится, потому что пережил глубокое потрясение. Он кажется себе маленьким, хотя его рост 2 метра. Работники больницы им помыкают, а он от страха делает вид, что глухой. С появлением Макмёрфи начинает обретать силу и «становится большим».
Милдред Рэтчед, в российской адаптации Мисс Гнусен. По книге-  50-летняя женщина с большой грудью и показательно доброжелательным выражением лица. Старшая сестра в психбольнице и самая главная в ней. Олицетворяет собой всю систему правил, законов и норм, которые решают что человеку можно, а что нельзя. Строгая, властная, безкомпромиссная. Ее не интересует здоровье пациентов,  их внутренний мир. Ее интересует порядок и соблюдение строгого распорядка. Она словно не человек, она-машина, символ системы.
Милдред Рэтчед, в российской адаптации Мисс Гнусен. По книге- 50-летняя женщина с большой грудью и показательно доброжелательным выражением лица. Старшая сестра в психбольнице и самая главная в ней. Олицетворяет собой всю систему правил, законов и норм, которые решают что человеку можно, а что нельзя. Строгая, властная, безкомпромиссная. Ее не интересует здоровье пациентов, их внутренний мир. Ее интересует порядок и соблюдение строгого распорядка. Она словно не человек, она-машина, символ системы.

Лечение жёсткое и полномочия сестры поистине безграничны. То есть формально, они конечно подчинены нормам и правилам, но сестра знает как эти правила обходить. Ее боятся все. Почему многие в больнице находятся добровольно? Вождь говорит об этом так: «Никто не жалуется на туман. Теперь я понял почему. Худо, конечно, но можно нырнуть в него и спрятаться от опасности. Вот чего не понимает Макмёрфи: что мы хотим спрятаться от опасности. Он все пытается вытащить нас из тумана на открытое место, где до нас легко добраться». Старшая сестра пытается запретить или хотя бы свести к минимуму все развлечения в больнице. Поэтому большинство пациентов не смеётся. Они боятся старшей сестры и персонала, но жизни вне стен больницы они боятся ещё больше. С появлением Макмёрфи обстановка начинает меняться кардинальным образом. Все как будто оживают. Обретают опору, начинают бунтовать против системы. Устами одного из героев автор говорит об этом так: «Кто смеяться разучился, тот опору потерял». Конечно, старшей сестре это не нравится. Она начинает воевать с Макмёрфи. Но победителей в итоге нет. Свободу автор ставит даже выше смерти.

Читать? Безусловно. Книга сама по себе интересная, а тема для размышлений вечна.

Спасибо, что дочитали! Подписывайтесь на мой канал, обзоры по книгам выходят каждый день. Контент-авторский.