История возникновения и возвышения Кахокии полна тайн и неясностей, но история падения еще более туманная и мистическая. Главный город цивилизации "Строителей курганов" буквально вымер за пару десятков лет, а быть может, его оставили. Еще в 1250 году н.э. город был наводнен жителями, но к 1300 году долины рек Миссисипи и Огайо обезлюдели настолько, что получили прозвание на века вперед, Пустая земля. Впрочем, крах великого города начался при зарождении.
Активное заселение долины слияния рек Миссисипи и Миссури началось около 600 года н.э., а появление первых курганов датируется примерно 900 годом н.э., с этого исторического момента и принято вести отсчет существования Миссисипской культуры, подлинной жемчужиной которой по праву является Кахокия. Впрочем, Кахокия не является Кахокией. У цивилизаций Среднего Запада и юго-востока США доколумбового периода письменность, вероятно, не существовала. Ученым до сих пор не удалось обнаружить ее следы. Поэтому Кахокия получила свое название в честь проживавшего впоследствии на этой земле племени Кахокия из Иллинойсов (Иллинивеков) говорящем на алгонкинском наречии. Первоначальное самоназвание города неизвестно до сих пор, не смотря на оживленную торговлю, при раскопках обнаружены предметы не только соседних родственных культур, но и изделия, относящиеся к империям тольтеков и майя. Никто не сохранил для истории имени. Зато время отдало должное, сохранив пусть далеко не все, но многое, что способно рассказать нам о жизни и становлении Кахокии.
Географическое положение места располагало для строительства и развития процветающего поселения. Плодородная пойма полноводной Миссисипи, богатые разнообразной дичью густые леса, щедрое солнце и мягкий климат, а впереди еще ждало и Средневековое потепление. Люди сразу оценили прелести местного ландшафта, постепенно расширяя границы поселения. Отдельные семьи, возможно даже родоплеменные союзы, образовывали земледельческие общины. Почва, лес и река обеспечивали их всем насущным, по аналогичному же принципу формировались и существовали другие центры Миссисипской культуры. Но только в Кахокии случилось что-то, что привело к демографическому «взрыву». Предположений высказывается множество: добровольный или вынужденный наплыв населения из соседних областей, насильственное переселение захваченных племен, переизбыток пищи и другое. Есть мнение, что Кахокия могла возникнуть стихийно на основе небольшого первоначального поселения, после захвата этой земли определенным племенем. Миролюбивость коренных жителей Северной Америки – миф. Вопреки бытовавшему веками мнению, что индейцы это кочующие племена за стадами бизонов с демократичным подходом к существованию мира (равноправие, отсутствие деспотии и строгой социальной иерархии), общество Кахокии было, не только воинственно, но и «в меру» кровожадно. Останки сотен человеческих тел находят в церемониальных курганах с отрубленными запястьями и головами. Жертвоприношение не являлось диковинкой, оно было сердцевиной существующей культуры. Если учесть, что сейчас исследовано около 2% территории, то общее количество жертв может стать ужасающим. Разрастающееся поселение требовало новых форм власти и моделей подчинения.
Вождям и жрецам требовалось особое место под божественными лучами Солнца. Кахокия разрасталась стремительно, если в 900 году н.э. население, предположительно, составляло менее тысячи человек, то к 1200 году н.э. уже 40 000 жителей (есть мнения, что в период расцвета в городе проживало не более 15 000 человек и еще 20 000 в городской агломерации). То есть с учетом естественной и неестественной убыли населения, каждый третий день община Кахокии увеличивалась на одного жителя. Где бы ни производились раскопки – всюду обнаруживаются следы древних жилищ и следы жизнедеятельности человека (глиняные черепки, ракушки, медные изделия, камни и дерево). Людям становилось тесно вести хозяйство бок о бок друг с другом, в этот-то момент (около 1000 года н.э.) Кахокия из крупного поселения переходит в статус города. С центральной церемониальной площади (Гранд Плаза) исчезают постройки обычных жителей, начинается возведение исполинских курганов для элиты, а район для избранных окаймляет частокол. Но как земледельческая община, живущая от работы на земле, смогла перейти в стадию градостроительства? Ведь миллионы корзин земли сами не сложатся в гору. Ответов на этот вопрос три: кукуруза, фасоль и кабачки.
Климатические условия для выращивания этих культур стали настолько подходящими, что получение щедрых и частых урожаев гарантировало освобождение части работоспособного населения от сельскохозяйственных работ и привлечение их для строительства, металлообработки (медь), изготовление предметов роскоши и повседневного обихода. В городе появились профессии. Кахокия более не могла являться церемониальным местом, куда стекались толпы людей в преддверии определенных дат или событий, какие бы доводы не приводили критики. Занятие ремеслом требовало оседлого образа жизни от одних и постоянной неустанной добычи ресурсов от других. На территории раскопок обнаружено небольшое количество складских сооружений, которые позволили бы накапливать излишки пищи для дальнейшего развития. Добывать еду и выращивать урожай приходилось круглый год. Город окончательно сформировался, обретя известные черты к 1100 году н.э. В центре расположилась обнесенная деревянным частоколом территория, включающая в себя Гранд Плаза, Монахов курган, ряд менее крупных курганов и оккультных сооружений, а также жилые постройки чем-то возвысившихся горожан (возможно, представители определенного племени, занимавшее ведущее положение в общине).
За ограждением также находились курганы (всего на территории Кахокии существовало не менее 120 земляных насыпей, уцелело 80), Вудхендж (солнечный круг, имеющий аналогичные функции и значения со Стоунхенджом), менее масштабные площади, котлованы, заполнившиеся водой после извлечения грунта, сотни жилых построек и поля, поля, поля. Ученные предполагают, что строительство столь масштабного ограждения вокруг центра могло иметь двойную функцию: защита от внешней угрозы и собственного населения. Внутреннее напряжение нарастало год от года. Доподлинно неизвестно насколько централизованными являлись власть и экономика Кахокии, так же как невозможно определить и границы внешнего влияния. Одним Кахокия видится центром воинственной империи, склонившей на колени другие племена Миссисипской культуры, другие считают, что она – просто возвысившееся поселение, совершившее экономический и политический рывок в определенное историческое время. Известно одно, Кахокия, как крупное формирование, просуществовала 300 лет, из них 150 лет – период высшего расцвета.
Монахов курган (Monks Mound)
Крупнейший земляной курган в Северной и Южной Америке (доколумбового периода) и самая большая пирамида к северу от Мезоамерики. Начало его строительства датируется 900-955 гг. н.э. Размеры: высота около 30 метров, длина 291 метр, включая пандус на южном конце, ширина 236 м. Площадь насыпи в основании сопоставима с Великой пирамидой в Гизе (5,3 гектара). Периметр основания больше пирамиды Солнца в Теотиуакан.
В отличие от египетских пирамид, которые были построены из камня, насыпь кургана была сформирована почти полностью из слоев почвы и глины. Из-за архитектурной специфики конструкции (плоская вершина) дождевая влага удерживалась внутри, что приводило к неоднократному обрушению и оползням, что случалось даже в период строительства.
Строительство Монахова кургана началось на месте, которое уже было занято зданиями более ранней постройки. Первоначальная концепция имела небольшие размеры, сейчас она находится в основании северной части сооружения. В северном конце плато на высшем уровне, которое было окончательно завершено около 1100 г. н.э., находилось здание длиной более 30 метров - храм или резиденция высшего жреца, самое большое во всем городе. Изучение различных участков показало, что устойчивость насыпи была улучшена за счет включения опорных башен, некоторые из которых были изготовлены из глины, а другие - из дерна поймы Миссисипи. Структура кургана (четыре террасы) поднимается на высоту 30 метров и содержит 630 000 кубометров земли, переносимой вручную строителями в корзинах за плечами.
Самая последняя часть насыпи, добавлена к 1200 года н.э. - это нижняя терраса на южной оконечности, которая была возведена после того, как северная оконечность достигла полной высоты. Возможно, это было сделано для того, чтобы помочь минимизировать разрушения от оползней, который к тому времени уже происходили. Сегодня западная половина плато вершины значительно ниже, чем восточная; это результат угасания культуры, начавшейся около 1200 г. н.э. О кургане перестали заботиться и проводить восстановительные работы. Возможно, курган утратил свое первоначальное значение, что привело к строительству новых построек на южной террасе. У подножия кургана обнаружен строительный мусор.
После 1400 года н.э. местность Кахокии пустовала, но в 1735 году французские миссионеры построили часовню на западном конце южной террасы кургана. Миссия River L'Abbe обслуживала небольшую общину Иллинивек. Около 1752 года они были вынуждены покинуть этот район. Отсюда идет название – Монахов курган.
Вудхендж (Woodhenge)
Ряд крупных кругов из деревянных столбов (красный кедр) выполняющий целый ряд функций от солнечного календаря до архитектурного лекала для возведения курганов. На данный момент обнаружено пять кругов, каждый из них был больше своего предшественника. Строительство новых кругов продиктовано постоянно растущим в размерах Монаховым курганом. Главная постройка города преграждала линию горизонта для наблюдения восхода и захода солнца. Вудхендж-III был восстановлен в 1985 году с сохранением оригинальный величин и положения столбов. Он доказал, что по данному календарю местные жители вели не только астрономические наблюдения (движение солнца, звезд и планет, фазы Луны), но земледельческий и гражданский (церемониальный) календари.
В начале истории Кахокии территория, ныне содержащая курганы 72 и 96, была местом расположения «Вудхенджа-II», церемониальной зоны с кругом диаметром 126 метров из 48 вертикальных деревянных столбов. Археологи датируют размещение хотя бы одного из столбов около 950 года нашей эры. Исследования показали, что четыре главных столба находились в основных географических точках: север, юг, восток и запад. Восточные и западные столбы отмечали положение восхода и заката в дни равноденствия. Еще четыре столба в круге отмечали места восхода и захода летнего и зимнего солнцестояния. Расположение двух курганов на местности было неслучайным, они ориентировались на точки горизонта, связанные солнцестояниями. Помимо своих функций - маркировки направлений, Вудхендж также нес религиозное и ритуальное значение, что отражено в их стилизованном изображении в виде креста в круговом обрамлении на церемониальных сосудах, связанных с церемонией черного напитка (жареные листья и стебли яупонского падуба (IIex vomitoria) и рвотные травы).
Курганы 72 и 96
Курган 72, в отличие от большинства других земляных сооружений Кахокии, имеет другую пространственную ориентацию. Вместо выравнивания на оси восток/запад и север/юг, курган повернут на 30 градусов от линии восток/запад, что соответствует положению восхода солнца в день летнего солнцестояния для данной широты. Курган 72 образовался в результате слияния двух малых курганов на рубеже 1000–1050 гг. н.э. получивших названия 72sub1 и 72sub2/3. Раскопки, проведенные на Кургане 72, дали интереснейшую информацию и артефакты. В первой половине был обнаружен «Птичник» - предположительно правитель или знатный человек.
Свое прозвание он получил из-за типа захоронения. Тело умершего покрывало 20000 бусин и морских раковин, выложенных в виде сокола. Под «птичником» находился еще один человек перевернутый спиной вверх, а чуть ниже несколько останков тел, предположительно слуг «птичника». Рядом была захоронена супруга. Кроме бусин и ракушек, в «наследстве» для загробного мира обнаружились редкие и экзотические минералы и камни, медные изделия и таблички, наконечники стрел из различных областей Миссисипской культуры. Соколиный воин или «птичник» распространенная традиция в культуре Кахокии и соседних поселений. Возможно, данный человек получил уважение и признание не только в местной культуре, но и за пределами долины Миссисипи.
Находки второй половины Кургана 72 шокировали многих археологов и историков. В основании было обнаружено совместное погребение двух знатных мужчин с их слугами или рабами. Над ними был сделан тайник с типичными могильными принадлежностями, а следом массовое захоронение 24 женщин (потенциально девственниц или не рожавших). После началось объединение двух половинок Кургана 72. Это символичное действие жители Кахокии отметили ритуальным захоронением 4 мужчин с отрубленными кистями. Данный ритуал сопроводили коллективным жертвоприношением 53 женщин. Перед погребением их задушили и сложили двумя пластами друг на друга. Всем жертвам было от 15 до 30 лет, они не были членами общины Кахокии, имели низкий социальный статус и питались исключительно кукурузой.
На этом две половинки кургана сравнялись и началось строительство вершины. Была вырыта яма, засыпана белым песком и наполнена 39 телами мужчин и женщин, которым отрубали головы, пробивали черепа, ломали челюсти. Часть из них захоронили заживо, тех, кто пытался выбраться сквозь груду тел, добивали лучники. Ученые высказали мнение, что данное захоронение является завершением неудавшегося восстания или гражданского конфликта в Кахокии, потенциально протеста против первичного убийства 53 женщин. Сверху над жертвами разместили 15 знатных мужчин, которые могли стать жертвами среди второй стороны конфликта, представляя власть. При формировании гребня кургана осуществлялись и другие захоронения. Суммарно были обнаружены останки 272 человек, две трети оказались ритуальными жертвами.
Курган 96 – зеркальное отражение «брата», но к его раскопкам пока приступить невозможно, согласно законам США о неприкосновенности останков коренного населения.
Медная мастерская
Раскопки Кургана 34 еще в первой половине 20 века выявили наличие медной мастерской, но результаты благополучно были утеряны и забыты, согласно царствовавшей в США концепции о непризнании достижении культур прошлого и общего пренебрежения к собственной истории в доколумбовый период. Возобновление работ спустя 60 лет показало, что мастера-литейщики использовали метод многократного нагревания и охлаждения меди (отжиг). В работе использовались каменные инструменты и наковальни. Мастерская имела систему вентиляции. Медь поставлялась из области Великих озер, а изделия мастеров Кахокии обнаружены в поселениях культуры «Строителей курганов» в Миссури, Джорджии, Оклахоме и других.
Гранд Плаза и городская застройка
В начале своей истории Кахокия подверглась мощному строительному буму. Наряду с ранним этапом строительства Монахова кургана, для поселения была создана общая городская планировка. Город был спроектирован с символической четырехсторонней ориентацией с основными осями восток-запад и север-юг, определенные первоначальным Монаховым курганом в его центральной точке. Четыре большие площади были разбиты к востоку, западу, северу и югу от главного кургана.
К югу от Монахова кургана находится Гранд Плаза, большая территория площадью около 20 гектар, длиной 490 метров и шириной 270 метров. Участок изначально был холмистым, который искусно и целенаправленно выровняли и заселили жители города. Он использовался для больших церемоний и собраний, а также для ритуальных игр, таких как чанки. Правила известны: по полю катили толстый камень в форме диска. Мужчины бросали копья туда, где, как они думали, приземлится главный камень. Игра требовала подготовки и осмысления.
Главная церемониальная «ось» север-юг соединяет основной участок с большой насыпью на юге, которая теперь известна как Курган гремучей змеи (Курган 66). Объект, названный археологами Козвэй Гремучей змеи, представлял собой возвышенную насыпь шириной около 18 метров, длиной около 800 метров и высотой от 0,5 метра до почти 1,3 метра. Он выровнен на 5 градусов к востоку от севера, что соответствует изменению восхода Луны, хотя и в обратном направлении. Считается, что это имело символические ассоциации с Лунной богиней из подземного мира (покровительницей посадок кукурузы). Курган Гремучей змеи связывает церемониальный центр города с Курганом 72, известным ритуальными погребениями. Сама дорога могла рассматриваться как символический «Путь Душ».
Центральный район Кахокии, где проживали люди с высоким статусом, был окружен частоколом длиной 3,5 километра, который был снабжен защитными башнями в основном для оборонительных целей. Позднее город был поделен на дополнительные районы, в том числе создан палисад, отделивший центр от окраин.
Кроме Монахова кургана существовало еще 120 курганов на разном расстоянии от центра города. На сегодняшний день найдено 109 курганов, 68 из которых находятся в зоне Общества музеев Кахокия Маундс.
Курганы делятся на три разных типа: платформенные, конические и ребристые. У каждого, имелось свое значение и функция. В общих чертах, центр города, по-видимому, имел ромбовидную форму на расстоянии около 1,6 км от конца до конца, в то время как весь город вытянулся на расстоянии 8,0 км с востока на запад.
Крах Кахокии
Мнений о причинах беспрецедентного краха множество, и правы будут все. Опустение Кахокии стало следствием целого ряда факторов.
- Ухудшение климата. Громоздкая и неустойчивая структура существования Кахокии при которой одни живут за счет других не могла выдержать проверки временем. В 1250 году н.э. начался малый ледниковый период, следствием которого стало понижение температуру и уменьшение годового количества осадков. Как только условия для выращивания кукурузы, фасоли и особенно кабачков стали менее благоприятные, урожаи упали, а следом за ним пришел голод и нужда. Учитывая жесткие властные иерархии, можно смело предположить, что основной удар неурожаи нанесли по населению, задействованному как раз в земледельческих работах.
- Экстенсивная жизнедеятельность человека. Такие резкие скачки населения не могли не сказаться на природе. Для строительства жилья вырубались огромные массивы деревьев, строительство только частокола вокруг центра было способно уничтожить целый лес (десятки тысяч деревьев), а еще непрекращающееся возведение курганов. Новые жители требовали больше пищи, что приводило к увеличению обрабатываемых земель и истреблению популяций дичи и рыбы. Без естественных заграждений, с рыхлыми ослабленными почвами, ветровая эрозия стремительно уничтожала плодородный слой. Подобное стечение обстоятельств подталкивало целые семьи переключиться на кочевой образ жизни и следовать за стадами бизонов.
- Стихийные бедствия. Кроме рукотворных проблем, в долине Миссисипи случались и природные катаклизмы. Каждое крупное наводнение полностью уничтожало урожай Кахокии, подтапливая жилые постройки и забирая жизни сотен людей. Периоды засухи, также имевшие место быть в истории поселения, негативно сказывались как на земледелии, так и на охоте с рыболовством. Изучение останков показало, что питание рядовых жителей было скудное и однообразное, с преобладанием кукурузы, мясо стало большой редкостью в связи с дефицитом дичи. Во второй же половине 13 века еще и случился ряд землетрясений, приведших к разрушениям и пожарам внутри города.
- Экология. Совместное проживание на ограниченной территории тысяч людей не только уничтожало город изнутри (отходы, металлургия, затрудненное водоснабжение), но и плодило вспышки эпидемий. Генетиками уже выявлены туберкулез и дизентерия у жителей чьи останки удалось исследовать. Система здравоохранения в Кахокии была чрезвычайно слабой.
- Политический коллапс. Вожди и жрецы ничего не могли поделать с возрастающим недовольством и усталостью тысяч жителей Кахокии. Солнечные и иные боги были неспособны остановить: похолодание, неурожаи, голод, наводнения, болезни, ужасную экологию и социальную напряженность.
- Завоевание другими племенами. Свидетельств вторжения пока не обнаружено, но исключать подобное нельзя. Слава о Кахокии распространилась далеко за пределы Миссисипской культуры, о боеспособности защитников Кахокии известно же крайне мало. В то же самое время в других точках Миссисипской культуры учеными отмечен период обострения межплеменных войн.
- Внутренняя вражда. Вероятной причиной опустения города стал и социальный или династический кризис, приведший к гражданскому бунту или заговору мятежников. В любом случае новая власть не могла восстановиться в правах по сравнению с прежним порядком и постепенно выпустила бразды правления из своих рук, что привело к массовому оттоку людей.
За короткий промежуток времени Кахокия из райского уголка на земле со свежей водой, плодородной почвой, богатыми дичью лесами превратилось в зловонный ад, задыхающийся город, преследуемый карой богов, ниспосылающих одно проклятие за другим. И никакие человеческие жертвы не были способны изменить волю богов. Люди покидали Кахокию, отправляясь на юг, по течению Миссисипи, в более молодые и перспективные общины, на север в тихий край Великих озер, на запад за стадами бизонов и на восток в колонах рабов, гонимые плетьми новых хозяев.
Возможно, будь природа чуть милостива по отношению к Кахокии и другим поселениям цивилизации «Строителей курганов», город простоял еще век, но судьба края была предрешена в тот час, когда человек ступил на эту благословенную землю, полный восторга и жажды от царящего в округе изобилия. День за днем истощались ресурсы, загрязнялась земля и вода, вырубался лес. Боги и их поклонники требовали великих свершений и жертв, и Планета людей не выдержала.
А такими ли уж «дикими невеждами», по мнению европейских новоселов, были индейцы, выбравшие путь странствий и уважения сил природы, ведь их предки испытали мир на прочность и канули в лету, оставив после себя лишь безмолвные курганы, как напоминание потомкам о прежних ошибках. А не повторяем ли мы их путь?
Если Вам понравилась наша статья, Вам интересна история забытых цивилизаций и культура малых народов мира, то ставьте лайк. Каждую неделю мы рассказываем о наследии былых времен Планеты людей. И если Вам интересно, то присоединяйтесь. Спасибо!