Найти тему
ЛР

Требуется действие!

https://unsplash.com/photos/huswdBT2DtY
https://unsplash.com/photos/huswdBT2DtY

Человек – удивительное существо: полное удовлетворение ощущает только тогда, когда на получение нужного результата были затрачены немалые усилия. Наши дети живут по тем же правилам!

Для успешного воспитания детей важно понимать, какие у них потребности. Это знание позволит избавить от лишних сложностей и свою, и их жизнь.

Что же это за потребности? Список достаточно велик, но если выбирать наиболее важные для ребенка, то из длинного перечня останутся всего лишь две.

Первая из двух основных детских потребностей – чувство защищенности. О нем уже много сказано. Сейчас же речь пойдет о не менее важной потребности (и не только детской) – стремлении чем-то заниматься, что-то уметь, что-то делать, создавать. Если дети ведут себя иначе, это объясняется не отсутствием данной потребности, а тем, что в свое время она не была поддержана и развита.

Человек – не только самое любопытное существо из млекопитающих. Ему единственному доставляет удовольствие соревноваться, принимать вызов, решать трудные задачи, выясняя границы своих сил и возможностей. Ни одно другое живое создание, кроме человека, не берётся за трудную задачу из чистого удовольствия, просто чтобы проверить свои возможности, доказать свою способность справиться.

Иногда способы удовлетворения такой потребности, глубоко укоренившейся в наших генах, выходят за рамки разумного и толкают нас на откровенный экстрим. Но тот, кто не ощущает потребности, никогда не поймет детей, их неуемного любопытства, стремления делать все самостоятельно, их отчаяния, когда что-то не получается, и счастья, когда в конце концов задуманное удается.

Вспомните, как ваш ребенок учился ползать. Уморительное и увлекательное зрелище! Вот младенец лежит животом на ковре. Он инстинктивно чувствует, что надо двигать руками и ногами, но еще не умеет координировать действия. Его движения беспорядочны – можно подумать, что он пытается взлететь. Но малыш тренируется бесконечно, пока наконец не добивается успеха: он двигается вперед собственными силами. Теперь маме не нужно подавать ему мячик – он смог добраться до игрушки сам, и это значительный момент в развитии!

Но речь идет не только о таких основополагающих навыках, как ползание и ходьба. Не только в овладении ими младенцы готовы тренироваться до изнеможения: они пытаются самостоятельно держать бутылочку, брать ложку, есть. Мы склонны реагировать на их попытки схватить что-либо запретом. Объясняется это просто: не всегда есть время и возможность спокойно наблюдать за процессом обучения, чреватым возможностью перепачкаться с головы до пят, а потом возиться с устранением его последствий. Однако в постоянных запретах кроется большая опасность. У детей есть врожденное стремление делать всё, что только можно, самостоятельно; у нас есть стремление, возможно, тоже врожденное, оберегать своих детей – вот такая дилемма, конфликт интересов, в котором взрослые, к сожалению, слишком часто одерживают верх – со всеми отрицательными последствиями. Мы отнимаем у ребенка радость самостоятельных действий, растим человека с ограниченной способностью занять себя.

Поскольку нельзя предоставлять маленьким детям безграничную свободу действий, взрослым надо быть готовым к компромиссам. Везде, где можно, следует позволять детям (даже малышам одного – двух лет) принимать участие в общем деле: в приготовлении еды, выпечке печенья, уборке, работе с пылесосом, покупках в магазине, мойке автомашины – вместе с мамой, с папой. Только так мы, взрослые, можем натренировать их маленькие ручки и обеспечить пищей для размышления их любознательный мозг. Так они осознают: они что-то умеют, их старания имеют смысл, напряжение всех сил может доставлять настоящее удовольствие. Не обязательно покупать какие-нибудь хитроумные игрушки – в каждом доме есть достаточно возможностей, чтобы занять ребенка делом, дать ему почувствовать радость успеха. Надо предоставить ему свободу, позволить предпринимать самостоятельные попытки. Временами можно и помочь немножко. Главное не в том, что задание выполнено, а в том, что оно сделано самостоятельно (ну или почти).

Некоторые взрослые могут сказать: ничего подобного! Мои дети не испытывают ни малейшей тяги к самостоятельным занятиям, они ноют и скучают, пока я не начну играть с ними, сидят часами перед телевизором. В чём причина?

Возможно, этих детей в первые годы жизни слишком «обезопасили». Видимо, родители не давали им возможности играть, как хочется, лишали инициативы, не позволяли проявлять активность. Но у таких детей не всё потеряно. Им можно помочь. Найдите что-то, что их увлечет, что вызовет интерес, желание испытать свои возможности.

Это не всегда просто, но это, бесспорно, наилучший путь. Таких детей можно исправить не наказаниями, нотациями и душеспасительными беседами, а только предоставив им возможность делать что-либо самостоятельно, чтобы в итоге они смогли гордиться собой. И чтобы окружающие оценили их успехи!