В 2017/18 учебном году в девяти кампусах (университетских городках) Калифорнийского университета обучалось около 140 тыс. студентов. Из них всего лишь 22 студента специализировались на преподавании математики в начальной и средней школе и 47 студентов готовились стать преподавателями естественных дисциплин. В том же учебном году в 19 кампусах Калифорнийского государственного университета обучалось почти 300 тыс. студентов; из них преподавателями математики готовились стать 75 студентов и 127 — преподавателями естественных дисциплин.
Эти цифры приведены Дж. Гутри и А.Зусманом, сотрудниками Калифорнийского университета, в докладе о подготовке преподавателей математики и естественных дисциплин в Калифорнии; доклад был недавно опубликован Институтом правительственных исследований Калифорнийского университета. Одной из причин нежелания студентов быть преподавателями является невысокая заработная плата. Средний заработок начинающего педагога в районе Сан-Франциско Бей составляет 12 680 долл. в год. Выпускники университетов с квалификацией дипломированного преподавателя могут получить работу на промышленных предприятиях с заработной платой около 20 тыс. долл.
Более высокая оплата труда в промышленности влияет не только на сокращение числа будущих преподавателей, но и тех, которые уже работают в начальных и средних школах. Гутри и Зусман приводят результаты обследования средних школ в районе г. Пало-Альто. Этот район расположен на территории Silicon Valley, где сосредоточены современные предприятия полупроводниковой промышленности. Обследование показало, что в шести из восьми школьных участков в данном районе преподаватели математики и естественных дисциплин оставляют школы и переходят на более высокооплачиваемую работу на промышленных предприятиях.
Парадоксально, что это явление наблюдается в том районе, где имеется развитая промышленность с передовой технологией производства, которая испытывает большую потребность в хорошо подготовленных рабочих кадрах. Работа в таких отраслях требует сравнительно высокого уровня научно-технических знаний. По данным Гутри и Зусмана, в период 2008—2018 гг. около 40% новых рабочих мест в Калифорнии будет связано с применением современной технологии производства.
Калифорния стоит перед лицом серьезной проблемы — возрастающей потребности в квалифицированных рабочих и снижающегося числа преподавателей, которые дают им образование. Возможно, что в Калифорнии разрыв между имеющимся и требуемым уровнями образования больше, чем в других штатах, но эта проблема характерна для всей страны в целом. В 1982 г. Национальный научный совет при Национальном научном фонде создал комиссию по изучению вопроса о постановке обучения математике, естественным и техническим дисциплинам в школах.
В первом официальном отчете комиссия указала, что существующая в стране система обучения школьников предметам по естественным наукам далека от того, чтобы будущие рабочие получали необходимые знания. Эта одна из двух важнейших функций системы образования, которую она не выполняет, — отмечает комиссия. Другая ее задача — повышать уровень знаний людей, чтобы они лучше разбирались в вопросах науки и техники. Имеется и третья функция — это подготовка профессиональных ученых, математиков и инженеров, но она, как указывает комиссия, выполняется лучше, чем первые две.
Нехватка квалифицированных преподавателей — проблема повсеместная. В 2017 г. недостаточное число преподавателей математики было зарегистрировано в 43, а преподавателей физики в 42 штатах из 45 обследованных. Число студентов, готовящихся стать учителями естественных дисциплин, снизилось в три раза за период с 1971 по 1980 г., и в четыре раза стало меньше тех, кто хотел бы преподавать математику. К тому же только половина выпускников преподавателей за этот период пошли работать в школу. Четверть работающих преподавателей заявили, что в ближайшем будущем они намерены оставить свою работу в школе и сменить профессию.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, администрация Трампа решила ассигновать 200 млн. долл. на подготовку преподавателей математики и естественных дисциплин. Из этого фонда можно будет платить дополнительно к окладу до 5 тыс. долл. тем молодым специалистам, которые решили преподавать математику и естественные дисциплины. В соответствии с данными, приводимыми комиссией по преподаванию в школах, лишь незначительная часть учащихся средних школ в США получает должную подготовку в области естественных наук. Из 21 тыс. средних школ США только в одной трети преподаются элементы математического анализа.