Продолжаю цикл фортификационно-туристических очерков моего коллеги Дмитрия Артамонова, написанный специально для блога starcom68. Часть первая была здесь.
Даугавпилская, а если быть точнее Динабургская крепость, откуда же и почему она появилась? Ответ в интернете звучит довольно просто – военное министерство предложило, вот и построили.
В реальности, все обстоит немножко сложнее. Начало XIX века обернулось для России двумя войнами в Европе с Наполеоном и обе они закончились, к слову сказать, не в нашу пользу.
На таком безрадостном фоне военный министр Барклай-де-Толли (тот самый герой Отечественной войны 1812 года) предложил усилить западные границы страны от приближавшейся французской опасности. Предложение его одобрили, и в 1810 году началось строительство крепостей в Динабурге и Бобруйске. На тот момент данное решение было весьма верным и было подтверждено войной через 2 года.
В 1812 году французская армия осадила крепость, готовую примерно на половину, однако героизм защитников с лихвой компенсировал неготовность укреплений. Тем не менее численное превосходство французов решило исход осады, крепость пала и была разрушена. Тут стоит сказать, что рушить крепости и укрепления это классический сценарий, а не форма вандализма. Если существует предположение о том, что твоя армия фортификацию использовать не будет, то вражеская в случае контрнаступления получит подготовленные позиции для обороны на отвоеванных рубежах и придется все штурмовать заново.
Ну так вот, разрушили французы недострой, однако им это не очень помогло, уже через полгода они были далеко на западе, а русская армия готовилась дойти до Парижа. И вот тут начинается самое интересное: вместо того что бы переосмыслить оборонительную доктрину, чтобы начать готовиться к войне будущей а не прошедшей, царские генералы принимают решение Динабургскую крепость построить, на том же самом месте.
В 1813 году не такими быстрыми темпами как до войны начинается 65-летняя!!! эпопея по строительству крепости в глубоких тылах империи. Это сегодня от Даугавпилса до Каунаса (тогда г. Ковно и именно там Наполеон перешел русскую границу) 3 часа езды на машине, а тогда это было очень далеко и долго.
В итоге изначальный проект хоть и дополнили парой простеньких фортов и редутов (причем удаленных на пару сотен метров от бастионов, а не на несколько километров, как того требовало время), но сильно это на боевых возможностях не сказалось и крепость достроенную лишь в 1878 году, уже в 1897 году переквалифицировали в крепость-склад (по сути склад). Хотя если быть откровенным, то с решением затянули, могли смело это сделать и в 1878 году, но правда было бы сложно объяснить куда столько денег полвека зарывали.
Но о чем это я, гордый потомок, возомнил себя историком и стратегом, пойдем те лучше смотреть крепость.
От южного форта я пошел к цитадели, пройдя под железной дорогой Вильнюс – Санкт-Петербург через пешеходный тоннель. Тут стоит сказать, что часть насыпи дороги некогда была фортовым валом, вот такая вот демилитаризация. Сразу за тоннелем располагается большая общественная парковка, причем бесплатная. В Даугавпилсе бесплатно можно парковаться практически везде, а вот дальше в Европе почти нигде. Сама крепость является городским кварталом и потому при желании можно заехать и припарковаться внутри. Но для меня это как то не интересно, хочется же и снаружи посмотреть бастионы, одетые в гранит, а ведь изнутри они просто поросшие травой насыпи.
Визуально крепость как-будто застряла во времени. Ее валы и рвы 100 лет назад были так же четко видны с высоты птичьего полета, как и сегодня.
От парковки я двинулся к южным воротам – Михайловским. Всего в крепости четверо ворот и названы они в честь царя Александра I и его сыновей – Константина, Михаила и Николая.
Крепость бастионная, а потому первое, что я встретил - это равелин № 6 с кордегардией. Раньше от нее до редута вел деревянный мост, а уже из редута шла дорога с еще одним мостом до самих ворот. Ныне дорога проложена напрямую и дает возможность взглянуть на все укрепления со стороны.
Внутри равелинов расположены редюиты. Все редюиты, которые я увидел, включая и за равелином № 6 находятся в весьма плачевном состоянии и внутрь не хочется.
В редуте встроена казематированная батарея, для фланкирования подходов к кордегардии. Казематы изрядно обветшали с годами и представляют из себя достаточно живописное и одновременно печальное зрелище.
Пройдя редут я подошел к Михайловским воротам. Ранее благодаря иезуитскому собору на заднем плане они выглядели немного помпезнее, но собор взорвали немцы в 1944 г. и теперь ворота просто притаились в тени деревьев.
А вот и сами Михайловские ворота.
Пройдя Михайловские ворота, я сразу очутился перед монументальным зданием артиллерийского арсенала. От него так и веет реставрационной новизной, от чего я чуть было не подумал, что в крепости все так сделано – ага, счаз… ошибочка вышла.
Про ошибочку чуть позже, а пока я обошел здание арсенала, особенно впечатлили пандусы для доставки грузов на второй этаж – монументально. В самом арсенале ныне располагается арт центр им. Марка Ротко открытый в 2012 году, но я его поклонникам не являюсь и посему центр не посетил, а кому интересно у центра есть отличный сайт на русском.
Рядом расположено здание водонапорной башни, построенное до 1889 г. Сейчас в здании расположен культурно-информационный центр Даугавпилской крепости. В самом здании частично сохранилось оборудование башни, ну а остальное как и в любом подобном центре.
При виде водонапорной башни, которая ниже ряда окружающих зданий, пытливый турист подумает почему? это что, инженеры такие глупые, что не знают, что вода сама вверх не потечет? Инженеры умные были, это просто советский стройбат дополнительных этажей добавил целому ряду зданий.
Обходя здание башни я встретил коня….большого, из полиэтилена или пластика, в общем, из какой то гадости, бронза нынче не в тренде, хотя о чем я, это же современное искусство!!!
Далее я пошел вдоль валов к северным (Константиновским) воротам. Периодически позади валов располагаются пороховые склады. Здания пороховых складов небольшие, отдельно стоящие, чтобы уж если взорвалось, так всех не поубивало в крепости.
В валы то и дело врезаны казематы для фланкирования рвов, и к ним ведут небольшие потерны в валах, а кое-где артиллерийские казематы настолько велики, что занимают все пространство внутри вала и имеют фасад с тыльной стороны.
Следующим крупным зданием на моем пути были солдатские казармы, потом еще казармы, потом учебные корпуса советского военного училища и вот тут я как бы понял, что реставрация здесь явление не массовое, и ее не предвидится в обозримом будущем.
А причина достаточна банальна, к 1993 году из крепости вывели в Россию Даугавпилсское Высшее военное авиационное инженерное училище им. Я.Фабрициуса и собственно на этом все, жизнь закончилась. Огромный военный городок остался никому не нужным и стал быстро разрушаться при активной помощи местного населения.
Все, что осталось в крепости не заброшенным, это пара жилых советских многоэтажек и пара казарм, также используемых как жилые дома. В последующие годы в один из учебных корпусов въехал архив, а комендантский дом стал городским полицейским управлением, но на этом подвижки и завершились.
Городские власти в конце двухтысячных запустили большой проект по реновации, и в результате к 2014 году все улочки крепости стали идеальными: ливневка, брусчатка, газончики. Вот только царские и советские здания никому ныне не нужны, их дорого реконструировать и еще дороже содержать. Потому прогулка по крепости, это как прогулка по миру после апокалипсиса – все заброшено и идеально стерильно, стерильно от людей.
Продолжение следует.
Дмитрий Артамонов - специально для блога starcom68. Подписывайтесь на его Инсту.
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен