Лариса Арачашвили – учитель русского языка и литературы волгоградской школы №55 «Долина знаний» и абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019». О борьбе за звание лучшего педагога страны, своем подходе к преподаванию и отношениях с учениками и их родителями она рассказала в интервью ActivityEdu.
Почему вы решили участвовать в «Учителе года?»
Мне очень хотелось доказать самой себе, что я хороший учитель. Старшие коллеги мне часто говорили, что я - нестандартный педагог и не смогу детей ничему научить. При этом дети выдавали хорошие результаты. Потом я попала в школу к Петру Васильевичу Байкалову (директор школы №55 «Долина знаний» - Прим. ред.), он разглядел во мне потенциал и сказал, что надо участвовать.
Почему вас называли нестандартным педагогом?
Мне через год 30 лет, но мне кажется, что я до сих пор не выросла. Осознаю, что у меня достаточно непосредственные детские реакции на происходящее. Я открытый человек, в этом и нестандартность.
Мне интересны новые веяния в сфере кино, музыки, культуры. Считаю, что быть в курсе - полезно для педагога.
Я стараюсь идти вместе с детьми, а не гордо себя нести. И это ни в коем случае не подрывает мой авторитет, срабатывает что-то другое: ученики видят, что я похожа на них, и авторитет наоборот взлетает.
После победы в «Учителе года» вам предложили продолжить педагогическую деятельность в столице. Почему вы отказались? Какие у вас планы на ближайший год?
Любой победитель (в «Учителе года» - Прим. ред.) должен осознавать, что эта победа – не только его личный, но и результат работы региона, и ты возвращаешься, чтобы вернуть то, что было в тебя вложено. Меня учили и взращивали не Москва или Петербург, а Волгоград. Поэтому пока я здесь.
С ближайшими планами все очень прагматично: достойно выдержать этот год и выпустить своих девятиклассников с хорошими результатами.
Почему вы решили стать учителем?
Я работала с детьми будучи вожатой, и мне понравилось. А потом пришла в школу, как мне казалось, ненадолго, но дети в себя влюбили, и мне пришлось остаться.
Используете ли вы какие-то нестандартные методики в работе? Есть ли у вас фишки?
Я очень люблю связывать музыкальные рок-произведения со стихотворениями авторов Серебряного века. Многие рок-исполнители создают песни и аранжировки на стихи Блока, Есенина, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, и я часто использую это на своих уроках.
Насчет фишек… Например, если ребенок опаздывает на урок, он должен рассказать стихотворение. Таким образом мы расширяем кругозор и боремся с опозданиями.
Как заинтересовать учеников литературой? И зачем, на ваш взгляд, современному ученику предметы гуманитарного цикла?
Говорила много раз и повторюсь: заинтересовать можно только личным примером. Если ученик видит, что человек, который ему нравится, читает и рассказывает что-то интересное, то он и сам потянется за книгой. Кроме того, очень хорошо помогают экранизации произведений: сначала ребенок смотрит фильм, а потом ему хочется прочитать книгу.
Предметы гуманитарного цикла учат нас жить в огромном мире. Знание истории, литературы и русского языка – способы коммуникации с ним (с миром. – Прим. ред.). Если ты не будешь включен в культурную среду, половина информации вокруг тебя пройдет незамеченной.
В своей работе вы используете цифровые технологии?
Конечно: люблю, умею, практикую. Мы со многими ребятами общаемся во «ВКонтакте», я использую интерактивные тесты, приложения, например, Kahoot! и Mentimeter.
Сейчас часто спорят о запрете гаджетов в школах. Вы часто используете вместе с детьми цифровые технологии в процессе обучения. Как вы считаете, почему некоторые учителя против подобных инструментов?
Знаете, запретят гаджеты, я спокойно не буду их использовать. Останутся – буду. Гаджеты, интерактивные доски, проекторы – это все инструменты. Секрет не в них, а в самом предмете и в том, как ты его преподаешь. Хорошему учителю ты даешь в руки мел, доску, и он делает что-то потрясающее. Конечно, на химии еще необходимы реактивы, на физике – приборы. Но мне нужны мел, доска и ученики.
Чего не хватает современным молодым учителям, когда они приходят в школу?
Умения работать с бумагами, например, знаний, как правильно заполнять журналы. Этому в педвузах, к сожалению, не учат. Приходится учиться в процессе.
Что бы вы изменили в подготовке студентов педвузов?
Я однозначно добавила бы больше практики.
Есть ли какие-то секреты выстраивания коммуникаций с родителями? В каких вопросах без родителей учителю никуда?
Нет никаких секретов. Я стараюсь открывать родителям их детей с другой стороны. Часто родители болезненно воспринимают неудачи ребенка в обучении: «Он у меня троечник, что же нам делать?» Прежде всего любить своего ребенка и гордиться им несмотря ни на что.
При этом родителям необходимо видеть причины, по которым у их сына или дочери плохая успеваемость. Одно дело, если он ленится и получает тройки, тогда ему нужно помогать. А если ребенок занимается музыкой, спортом, надо понимать, что у него может просто физически не хватать на все сил.
Сегодня в школе мало молодых педагогов. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы поднять престиж профессии?
Я не владею статистическими данными, к сожалению. Но, на мой взгляд, молодых педагогов намного больше, чем 5-10 лет назад. По поводу престижа профессии учителя… Мне кажется, это работа самого педагога. Если учитель будет входить в класс красивый, радостный, уверенный в себе, то и престиж вырастет.
Что бы вы посоветовали молодым педагогам?
Будьте яркой, интересной личностью и никогда не давайте себя потушить!
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.