Найти тему
Блог для родителей Lucky Child

Право на лево

Оглавление

Когда маленький ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, это часто вызывает у молодых родителей панику. Почему? И нужно ли вообще чего-то опасаться в этой ситуации?

Помню, всегда с интересом наблюдал за одним своим товарищем в детстве. Он был, да и остаётся, на год младше меня. В школе писал правой рукой, ложку и вилку во время еды держал ею же. Но в футбольных противостояниях и на тренировках, которые мы с ним вместе посещали, он всегда подрабатывал мяч под левую ногу. Когда я, наконец, спросил, почему так, в ответ услышал, что он изначально был левшой, но родители с детства приучали его делать всё правой рукой. До ног же просто, извиняюсь за каламбур, у папы с мамой руки не дошли.

Если обратиться к исследованиям, то можно узнать, что левшами считаются примерно 10-12% всего населения планеты. Вовсе не так уж и мало. Леворукими являлись, например, Микеланджело и Пабло Пикассо, Аристотель и Фридрих Ницше, Александр Пушкин и Марк Твен, Гай Юлий Цезарь и Фидель Кастро, Вольфганг Амадей Моцарт и Пол Маккартни, Альберт Эйнштейн и Билл Гейтс. Их особенность вовсе не мешает левшам быть по-настоящему талантливыми и даже гениальными. Впрочем, как и правшам, среди которых не меньше выдающихся людей.

Ни для кого, наверное, не секрет, что леворукость и праворукость связана с тем, какое именно полушарие головного мозга у человека развито сильнее. У правшей это левое полушарие, у левшей, соответственно, – правое. А полушария эти наделены разными функциями: левое отвечает за логическое мышление, правое специализируется на интуиции. Но только в тесном взаимодействии друг с другом они конструируют индивида, создают уникальную личность.

https://lucky-child.com/catalog/
https://lucky-child.com/catalog/

Получите 1000 баллов (1 балл = 1 руб) на покупку детской одежды Lucky Child - при регистрации на https://lucky-child.com укажите промокод DZEN.

Нормализация

В советское время принято было считать, что леворукость – это что-то не совсем нормальное. Левшей раньше переучивали, фактически – насильно.

Об этом рассказала педагог-психолог из Краснокаменска Лариса Ерушова:

Примерно до 1986 года переучивание практиковалось и в школе, и в детском саду. Потом, с выходом инструктивного письма по работе с леворукими детьми, ребят перестали массово переучивать, однако некоторые «несгибаемые» родители, а особенно бабушки, продолжают делать это и поныне. Но сейчас другой перекос: больше говорят о том, что левши – талантливые люди, а помочь им в овладении той же ручкой не хотят. В учёбе левши могут отставать только потому, что им не создаются условия для успешного обучения, а как отклонение леворукость сейчас не воспринимается. Однако раньше леворукость считалась отклонением с религиозной точки зрения.
-3

С тем, что немалую роль в отучении детей отдавать приоритет левой руке играли религиозные взгляды, с нашей предыдущей собеседницей согласен и Эмилбек уулу Кунчубак:

– Сейчас я живу в России, но сам из Киргизии. Помню, как в первом и втором классах, примерно в 2000 году, меня отучали пользоваться левой рукой. Причём процесс сопровождался наказаниями. Били меня и дедушка с бабушкой, у которых я жил, и, конечно, учитель. Дома мне привязывали левую руку, чтобы я ел правой. Я был маленьким и не осознавал истинной причины – для чего это со мной делали. Связано это было с тем, что в мусульманской культуре не принято есть и писать левой рукой – считается, что это грех. Наверное, так полагали в сельской местности, как было в городах – не знаю. Переучить меня так и не смогли. Я остался левшой.

На генном уровне?

Являются ли леворукость с праворукостью врождёнными качествами или же приобретёнными? Мнения насчёт этого имеются самые разные. Как и левши бывают совершенно не похожими друг на друга.

-4

Один из тех, кого так и не смогли в детстве переучить на правую руку – Владимир Авдеев из Минска – считает, что он генетический леворукий:

– Я – левша в четвёртом поколении, и горжусь этим. Более того, мои лучшие друзья, как и моя вторая жена, тоже левши. Всё началось давно, ещё в XIX веке, тогда родилась моя леворукая прабабушка. Получается, я принадлежу к самым «левым» левшам. Это означает одно: я владею в совершенстве только одной рукой. Вторую же развиваю, но с большим трудом.
Хорошо помню период, когда меня насильно пытались переучить на правую руку. Каждый день проходил с боем. Адаптация к миру правшей шла очень тяжело. В школе меня считали чудаком, учителя были недовольны моим почерком и тем, что я постоянно затираю рукавом то, что пишу. Со временем все свыклись с этим. Потом меня ждал успех в игровых видах спорта. Отец заставлял меня гонять мяч с упором на правую ногу, и, как итог – я прекрасно владею обводящими ударами левой ногой и мощным ударом правой.
В школе я увлёкся игрой на гитаре. Именно в этот период я ощутил всю несправедливость мира к левшам: нужную гитару было не достать. Мучения продолжались до тех пор, пока я и мой друг не нашли-таки в одном магазине на заказ два одинаковых инструмента под левшей. Обошлись они дороже, чем такие же для правшей. В тот момент, в силу юношеского максимализма, было очень обидно. Мы даже сделали один инструмент сами – это была бас-гитара с пятью струнами и безладовым грифом.
По мере моего развития и профессионального роста, я стал замечать, насколько мне иногда невыносимо использовать такие предметы, как ножницы, спецприборы для строительных работ, станки для обработки, фотокамеры. Даже одежду неудобно застёгивать и расстёгивать! Но в итоге, несмотря на свою леворукость и все трудности, я считаю, что приспособлен к этому миру лучше, чем многие правши. Именно нестандартные условия и преодоление препятствий позволили мне развить свои руки и навыки таким образом, что даже после инсульта я смог быстро восстановить мелкую моторику правой руки и пойти ещё дальше в её развитии.
Считаю, что деткам, кого жизнь одарила таким навыком, как леворукость, несказанно повезло. Их мир не такой, как у праворуких людей. Маленьких левшей нужно поддерживать и развивать, а не травмировать их психику и тратить драгоценное время на переучивание.
-5

Не навреди

Так что же делать мамам маленьких детей, которые любят использовать левую руку больше, чем правую? Как понять, что твой ребёнок точно левша? Надо ли всё-таки переучивать, пока малыш совсем кроха? На актуальные вопросы мам отвечает педагог и писатель Вадим Слуцкий:

– Леворукость и праворукость – почти всегда врождённые качества, связанные с преобладающей ролью правого или левого полушария мозга. У тех, у кого «командует» правое, ведущая рука – левая. И наоборот. Воспитание и обучение, разумеется, сильно влияют на человека, однако врождённые особенности изменить нельзя. В прошлом году у меня была одна ученица. Она левша, но самостоятельно (просто из конформизма: все в семье всё делают правой рукой – и я буду) переучилась на правшу. Это привело, как и всегда бывает, к целому ряду проблем, в частности, с родным языком.
Папа и мама не должны влиять на выбор своих малышей, которые примерно в равной степени используют как левую руку, так и правую. Это может сделать только сам ребёнок. Родители должны наблюдать и постараться понять, левша он или правша. Но не делать выбор за него.
«Педагоги», которые до сих пор считают, что малыши одного-двух лет от роду совершенно безболезненно приучаются отдавать приоритет правой руке, исходят из собственного удобства, а не думают о пользе для детей. Доказано, что переучивать с левой руки на правую нельзя, это влечёт за собой массу проблем. Хотя правда и то, что современное общество и обучение в обычной школе ориентированы исключительно на правшей, а существование левшей игнорируется, как будто их нет. Однако это проблема общества, а не самих левшей. Если их «ломают», приспосабливая к социуму, то делают им только хуже.
В каком возрасте становится очевидно, является ребёнок левшой или правшой? Я не знаю. Обо всех детях нельзя этого сказать однозначно. У разных детей в разном возрасте. У некоторых уже в год-полтора совершенно очевидно, что это левша (или правша). Есть и такие, кто уже в школу пошёл, но так и не может определиться с ведущей рукой.
Если родителей волнует вопрос, кем будет их ребёнок – левшой или правшой, им надо внимательно наблюдать за малышом, ничего не заставлять его делать не так, как он хочет, читать специальную литературу, постараться понять, что это такое «леворукость» и «праворукость». Если этого недостаточно, нужно проконсультироваться у психолога.

В XXI столетии не приходится уже, кажется, сомневаться: левши – это вовсе не какое-то отклонение, как считалось на протяжении веков, а только лишь один из вариантов нормы. Все мы рождены отличными друг от друга. В этом наша сила. И наша уникальность.

Александр Стрельников

А как вы думаете, надо ли переучивать левшей? Поделитесь в комментариях!