Мы уже больше четверть века живём в свободном демократическом обществе. Идеологии господствующей не стало, прекратились ужасные гонения на церковь, существовавшие долгие десятилетия. Теперь не страшно носить крестик, или иные религиозные символы. Это касается не только Христианской веры. Конституцией РФ закреплена свобода вероисповедания, поэтому все основные мировые религии существуют в России законно, и не должны никак ограничиваться.
Конечно, вопрос веры — личное дело каждого. Принуждать кого-то силой к религии, или наоборот, насильно кого-то лишать возможности верить — ужасно и недопустимо. Эта формула работает для взрослых. А как быть с детьми? Должны ли взрослые с ранних лет воспитывать детей в рамках выбранной нами же религии, или наоборот, заниматься атеистическим воспитанием? Или лучше пусть сам ребёнок, став взрослым, определится со своим отношением к религии? И какова здесь роль государства в целом, и школы в частности? Попробуем поразмышлять.
Сразу уточним. Несмотря на многонациональность и многоконфессиональность нашей страны, доминирующей религией России в течение почти тысячелетия было Православие. Да и сегодня, если брать среднее значение различных опросов, то количество людей, относящих себя к православным верующим в России примерно 50%. И я заметил, что в последнее время, у нас стране, всё чаще происходят конфликты, где одна из сторон — это люди, так скажем верующие, и именно «православные». Не просто православные, а «православные активисты» (этот термин мне непонятен абсолютно).
Я предполагаю, что одна из причин конфликтов — ощущение у людей, что, раз, большинство населения России считает себя «православными», то значит, такие активисты представляют «большинство». Я не буду разбирать темы «супрематического креста» или «храма/сквера», поднявшие шуму на весь Екатеринбург и не только. Я не вспомню, как встречали фильм «Матильда». Я не буду давать оценку закону о защиты чувств верующих. Я — учитель, поэтому я только про школу могу рассуждать с позиции человека, чего-то знающего.
В школах у нас религиозного воспитания нет, скажете вы. Это правда — скажу я. Нужно вводить такое воспитание? Нет — скажу я. Не вижу оснований для этого.
Во-первых, у нас в одной школе могут учиться дети разных народов и конфессий. Подстраиваться под каждого, не ущемив интересы другого — задача не из лёгких.
Во-вторых, доказывать необходимость наличия религиозных дисциплин в школе тем, через них закладываются основные человеческие ценности, это хорошо конечно. Но формированием нравственных ориентиров у детей можно заниматься и на истории, на обществознании, на литературе, на музыке, даже на физкультуре, никакого отдельного предмета не нужно. У нас уже в школах с 2012 года внедрен предмет в 4 классе — «Основы Религиозной Культуры и Светской Этики» (ОРКСЭ), который в 5 классе продолжается как «Основы Духовно-Нравственной Культуры Народов России» (ОДНКНР). Дисциплины неплохие, но не жизненно необходимые. Данные предметы безоценочные, в аттестате они не указываются. Но в учебном плане быть должны. Для чего? Я не понимаю. Может, лучше было перевести ОРКСЭ во внеурочную деятельность, в дополнительное образование? Возможно тогда, усвоение материала было бы более успешно, если бы занимались заинтересованные дети. Я уже не говорю о чьих-то желаниях внедрить в обязательном порядке с 1 по 11 класс каких-то «Основ Православия» в школах России или «семьеведения».
Я не выступаю противником религии, я и сам себя отношу к людям «верующим». Но религиозным воспитанием, по-моему мнению, пусть занимается семья, или специальное для этого учреждение, но никак не обычная образовательная школа.
На учительские плечи итак взгромоздили кучу всего, помимо образовательной деятельности, времени не хватает. Поэтому вопросами религии школе точно заниматься не нужно. А вот товарищам взрослым нужно подумать, проанализировать. От чего в обществе, в последнее время, вопросы, пересекающиеся с религией, приводят к конфликтам? Какой пример подают подрастающему поколению те граждане, которые, прикрываясь религией, призывают к агрессивным действиям в адрес своих противников? То же самое касается и тех товарищей, которые свою неприязнь к религии выражают публично и призывают их поддерживать.
Мы в школе, пытаемся про мир, дружбу и взаимное уважение говорить детям. А они только за школьные двери выходят, а там что делается то? Одни танцы в храме устраивают, вторые там каких-то покемонов ловят. Третьи фильмы запрещают, на УАЗиках в кинотеатры въезжают. Четвёртые сквер делят шумно и весело. А пятые везде «кресты» видят, даже под ногами. Взрослые, успокоиться надо, выдохнуть. Сами сначала разберёмся, что поддерживаем, а против чего выступаем, и только потом уже к детям в школу. По-другому не получится…
Автор: Якушев Виктор, 26 лет. Учитель истории и обществознания. с.Никольское, Сысертский район, Свердловская область.
Объявление для подписчиков канала!
Если вы являетесь учеником, учителем или родителем, то вы можете всегда поделиться интересным мнением с нашей аудиторией. Статью необходимо прислать на почту evgenich@haknem.com. Она будет опубликована под вашим авторством.