Степанов тревожно воскликнул: " Но-но-но! Совсем плохо." Миша не ответил.
Последовал вопрос Степанова: "Как же, по твоему должен жить человек?"
Миша отмахнулся: " Как придётся. Живи этой минутой. Хоть почувствуешь вкус жизни. Если на каждом шагу думать о будущем: к чему приведёт, во что выльется, - каждая минута отравлена."
Степан основа возразил: "От чего же? Будущее прекрасно!" Миша обрадованно подхватил: "Вот вот чем прекраснее будущее, тем несноснее настоящее. Нет, жить не думая, как и миллионы других. Спать так спать, есть так есть..." Степанов удивился: " А работа?"
Миша протяжно ответил: " Грузить, копать, отвинчивать, завинчивать — какая разница! В промежутках читать детективы, забивать уши ударными..."
Степанов напрягся: " А думать кто будет?"
Миша отворачиваясь к стене ответил: " Кому положено. Не хочу больше слышать ни о каких высоких материях. Всё. Клуб закрывается. Спокойной ночи."
Но спать Миша не мог. Он прислушивался к тому, что давило в груди, поворачиваясь острыми краями. Потом увидел В лунном свете Олю.
Помешай мне, попробуй
Приди, покусись потушить
Этот приступ печали...
Олег обрадовался: "Так ты влюбился!"
И Миша понял, что выговорил стихи вслух, а Степанову ответил: "Это пройдёт." Лежа с открытыми глазами Миша думал об этом странном парне, который вдруг почему-то вмешался в его жизнь. Какое им дело друг до друга? Что у них общего? И почему тоскливо сжимается сердце при мысли, что наступит рассвет - и этот самоуверенный паренёк уйдет навсегда из его жизни...
Степанов сонно проговорил: " Так значит, она в театральном, будущая актриса Ольга Шевцова..."
И очень живо добавил: "Знаешь, весьма может пригодиться, весьма!"
Миша удивился: "Для чего? Ты о чём?"
Зевая Степанов пробормотал: "Придёт время, скажу."
До конца спектакля Оля ждала, что Миша вернётся. Даже внизу, в гардеробе, застегнув шубку, она всё медлила, не поднимала капюшон. Она поняла, что было недостаточно внимательна к нему, что он обиделся. Жалела его и в то же время испытывала облегчение — их отношения уже становились в тягость. Конечно, Миша славный, искренний и верный, они дружат с девятого класса школы. Но Жизнь есть жизнь - у них разные интересы, разные пути, а это для любви плохо.
Он явно скучал на спектакле и не понимал, как она впитывает каждое слово, радуется каждой мысли. И всё же ей было жаль Мишу, который сейчас, конечно, носится по улицам, ничего не видит, и читает вслух Пастернака. Она даже улыбнулась, представив его длинную, худую фигуру, нелепое размахивание руками в такт стихам. И подумала, что вечером непременно позвонит ему.
Вдруг рядом раздался сочный бас великолепным московским выговором: " А-а, Шевцова! Вот первый курс нам сейчас и разъяснит!"
Добродушно посмеиваясь, на неё глядел сам Бардин. Вокруг него собрался кружок студентов — старшекурсников, все они смотрели на Олю с ожиданием.
Вспыхнув от удовольствия, что Бардин запомнил её, Оля сказала: "Но я не знаю, о чём вы."
Профессору, известного историка театра Павлу Антоновичу Бардину было далеко за шестьдесят, пышная седая шевелюра его уже отливала желтизной, дряблые, чисто выбритые щёки румянились старческим румянцем, но синие глаза светились умом, весельем, вся фигура была юношески стройна, и Оля понимала, почему в него влюблялись наперебой первокурсницы.
Бардин подзадоривал окружавших его студентов: "Ну-с, кто объяснит, об чём спор?"
Полный круглолицый юноша сонно проговорил: "Пожалуйста, я... "
Все от чего-то стали смеяться, юноша продолжил: "Нет, я серьёзно. Вы думаете, если красавица, так у меня того... ум отшибло"
Смех стал громче. Юноша обратил к Оле грустный взгляд: "А я отлично могу выразить.Разрешите недоумение, ...философски, пожалуйста. Так сказать созидателю и потребителю?"
Тут уже все покатились.Рассмеялась и Оля.
Сонный студент продолжал на ломаном французском свою дискуссию.
Бардин вытирая слёзы платком перебил его: "Всё он переврал...насмешил...А вопрос между тем первостепенный: "Должны ли совпадать идеи пьесы и идеи спектакля, что скажите, Шевцова?"
Оля вспомнила последнюю лекцию Бардина, его горячие слова на этот счёт. Посмотрела на студентов и сказала: "Конечно, иначе зачем же режиссёру ставить именно эту пьесу, если он хочет сказать совсем другое!"
Бардин с удовлетворением ответил: " Классически ясно!"
Посыпались весёлые реплики: "Шевцова, автомат обеспечен,. Устами младенца глаголет истина!"
Искоса лукаво поглядывая на Олю Бардин сказал: "Вот что, друзья мои, Вы считаете, что старых мещан и в помине нет и спектакль, такой, каковы сегодня увидели, ни кому не нужен. Что пьеса может быть поводом для нового сценического произведения. В данном случае, ну я не знаю, о свободной любви, что ли...?
Поднялся шум. Одни протестовали, другие соглашались. Бардин поднял руку и провозгласил: " Через неделю на кафедре проведём открытый диспут об этом спектакле. Основной доклад попросим сделать Шевцову. Согласны?"
У Оли сильно забилось сердце.
Круглолицый сонный студент протянул: " О-о!...Придётся приглашать телевидение.
По пути домой Оле хотелось танцевать, петь — так было весело и жутко. То, о чём туманно мечталось в школе, осуществлялось как в сказке: она боготворила театр и училась в самом средоточии театральной культуры. Она страстно желала познакомиться с великими жрецами искусства — вот её уже знали в лицо! Через неделю её доклад, её будут слушать те самые люди, чьи книги стояли на книжной полке дома...
И она уже думала о плане доклада, о первой фразе, которой начнёт, кажется, где то её вычитала...
И мысль о Мише больше уже не возвращалась к ней.
Следующая глава