Сергей Тарасов снимал не только средневековые приключения типа "Стрел Робин Гуда". В 1986-м он выпустил шпионский боевик "Перехват", который тогда особого ажиотажа не вызвал, пройдя под разрядом очередного фильма о злокозненных американцах, типичной продукции "холодной войны". В 86-м я эту картину пропустил, однако со временем ее переоценил и теперь не без удовольствия при случае пересматриваю на "малом экране".
Тогда, в 86-м, нам поднадоели однотипные отечественные фильмы, и очень хотелось наконец увидеть настоящие голливудские блокбастеры. Теперь, по прошествии времени, мы стали более критичны по отношению к Голливуду - и более справедливы к лучшим советским фильмам. Чем же сегодня подкупает "Перехват"? На мой взгляд, реалистичностью, отлично выведенными героями и уважительной трактовкой "образа врага".
"Виноваты" в этом крепкий сценарий Евгения Месяцева, автора "Случая в квадрате 36-80" и "Одиночного плавания", уверенная режиссура Тарасова и, конечно, исполнитель роли диверсанта Владимир Меньшов. Герой Меньшова - не зловещий враг, в котором за версту узнаешь иностранного шпиона. Капитан Брюстнер отлично владеет русским и легко смешивается с толпой - идеальные качества для агента. Авторы фильма начистую лишают его карикатурных гиперболизированных черт, характерных для многих шпионских лент - и такая трактовка вызывает доверие к фильму.
Удачно сыграл роль советского мичмана-пограничника и Андрей Ростоцкий. Это не супермен, а скорее "крепкий орешек" в духе Джона Макклейна. Сев на "хвост" диверсанта, его герой берет настойчивостью, упрямством и отвагой. В финале матерый профессионал фактически побеждает мичмана, отделывает его как котлету несколькими мощными ударами. Но упорство и твердость пограничника срывают операцию в самый последний момент. В этот поединок двух достойных соперников действительно веришь, он не выглядит придуманным, "киношным" трюкачеством.
Конечно, в плане зрелищности "Перехват" проигрывает голливудским боевикам, но и в этом есть свой плюс. Action в "Перехвате" выглядит правдоподобно, каким он мог бы быть в реальной жизни, без касакадерских подвигов и спецэффектов.
"Перехват" - достойное и очень симпатичное кино с хорошими актерами и без "развесистой клюквы" в изображении противника.