Найти в Дзене
Екатерина Мурадова

Львы не из зоопарка

Автор: Екатерина Мурадова

Начинаем наше путешествие со львами из нашей Cеверной столицы – Санкт-Петербурга. Великое множество скульптур или изображений царя зверей можно увидеть в этом городе буквально на каждом шагу: на набережных, в парках, у дворцов, фасадов зданий и просто на улице. 

Фигуры хищников сделаны из самых разнообразных материалов: гипса, меди и чугуна и мрамора. Величественные гранитные животные стерегут невские просторы с незапамятных времен.
Как свидетельствуют документы, первый лев появился в Санкт-Петербурге в 1722 году, приплыл он из Венеции. Царь Петр I заказал его как часть скульптуры в ознаменовании победы русского оружия над Швецией. Это сооружение находится в Летнем саду. Позже появилась мода украшать дома фигурами львов.Самые известные большие кошки охраняют Дворцовую пристань напротив Адмиралтейства. Сделали их по проекту знаменитого Карло Росси.Адмиралтейскую набережную с 1832 года украшают скульптуры львов. Выполнены они из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге. Чугунные пьедесталы для львов отлиты там же по рисунку архитектора Л.Шарлеманя. В годы Первой мировой войны (1914–1916) в связи с постройкой Дворцового моста пристань была разобрана и воздвигнута напротив восточного павильона Адмиралтейства, а львов установили на постаментах из красного гранита на вновь сооруженной Дворцовой пристани.Первые в городе сторожевые львы, отлитые в чугуне, расположены у Елагинcкого дворца. В эпоху правления Петра I существовал остров Мишин, названный так в честь обитавших там косолапых. При Екатерине II остров был подарен И.П. Елагину, который превратил его в живописный парк. Царь Александр I в 1817 году купил остров для своей матери, и в период с 1818 по 1822 год был возведен дворец, названный, как и сам остров, Елагинским. При строительстве дворца у архитектора возникла идея расположить у парадного входа во дворец копии львов с площади Синьории во Флоренции (Италия). В роли моделей послужили бронзовые золоченые львы Львиного каскада Петергофского дворца. Был заключен договор с директором Санкт-Петербургского казенного литейного дворца М.Е. Кларком на чугунную отливку львов по цене 2 тысячи рублей за штуку. Фигуры львов изготовляли в течение трех месяцев (апрель–июнь 1822 года), а уже в июле они были установлены у Елагинского дворца. Все убранство дворца сохранялось до Великой Отечественной войны, во время которой предметы обихода и утварь сгорели. Реставрация интерьеров дворца была осуществлена в 1952–1960 годах под руководством и по проекту архитектора М.М. Плотникова.На Английской набережной у дома №4 (так называемого дома Лаваль), расположились сторожевые львы. В начале XIX века дом принадлежал А.Г. Лаваль (жене французского эмигранта, графа И.С. Лаваля). Его дочь Екатерина Ивановна была замужем за князем С.П. Трубецким, одним из руководителей восстания декабристов 1825 года. Это сооружение признано одним из выдающихся памятников русского классицизма конца XVIII – начала XIX веков. Дом графини Лаваль вошел в историю Санкт-Петербурга 1820-х годов. Его стены видели участников декабрьского восстания 1825 года: А.С. Пушкина, баснописца И.А. Крылова, А.Мицкевича, В.А. Жуковского и многих других. Украшен дом ионическими колоннами и лепным панно на античные сюжеты. Львы выглядят отрешенными, они как будто не охраняют дом, а отдыхают, поджав задние лапы и скрестив передние. Головы, шеи и части спин львов покрывают платки, которые оживляют симметрично расположенные борозды. По размерам фигуры небольшие, но выглядят они внушительно за счет природного материала и того, что их гривы состоят из множества мелких завитков, что придает дополнительный объем и монументальность гранитным зверям. Морды лежащих и как будто равнодушных ко всему хищников обращены друг к другу. Про них говорили еще в XIX веке: «Это львы-философы».На Свердловской набережной расположена усадьба, некогда принадлежавшая Г.А. Кушелеву-Безбородко – известному меценату и литератору. Главный дом усадьбы был построен в 1783–1784 годах по проекту Дж.Кваренги. Особый интерес представляет ограда, которая состоит из скульптур 29 одинаковых львов. Это самая большая композиция львиного прайда. Львы держат в зубах мощные чугунные цепи. На общем возвышении из пудожского камня расположены отдельные постаменты для каждого окаменевшего навеки льва. За спинами зверей возвышается простая ограда из вертикальных прутьев.Перед домом военного министерства на Адмиралтейском проспекте виднеются грозные львы. Сооружение еще называют дом со львами. Он известен не только своей великолепной архитектурой, но и тем, что упоминается в «Медном всаднике» А.С. Пушкина. Именно на его крыльце спасается во время наводнения герой поэмы Евгений.Тогда, на площади ПетровойГде дом в углу вознесся новый,Где над возвышенным крыльцомС подъятой лапой, как живые,Стоят два льва сторожевые,На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестом,Сидел недвижный, страшно бледныйЕвгений...
Дом первоначально был построен архитектором О.Монферраном для князя А.Я. Лобанова-Ростовского. Сам хозяин обитал в Париже и никогда в доме, кстати, и не жил. Поэтому он сдавался. В 1827 году здание было продано государственной казне и передано военному министерству. Парадная мраморная лестница ведет к входу. По сторонам лестницы на гранитных постаментах стоят грозные львы, повернувшись мордами друг к другу. Такое ощущение, что слышен их свирепый рык. Скульптуры олицетворяли силу, знатность и богатство хозяина. Львы стоят в двух позах: один лев опирается передней лапой на шар, расположенный под его лапой, зато у другого животного шар выскользнул, и бдительный лев пытается его вернуть на прежнее место. Сюжет композиции показывает, что львы сторожевые. Видна надпись на одном постаменте: «Triscorni P. in Carrara 1810», из которой следует, что фигуры львов выполнил Паоло Трискорни в Карраре в 1810 году. Во время Великой Отечественной войны в конце 1941 года вражеский снаряд попал в парадное крыльцо и отбил хвосты у львов. Одна из сотрудниц общеобразовательной школы сохранила сбитые осколки львов вплоть до реставрации архитектурного памятника в начале 1960-х годов. Совсем недавно были проведены реставрационные работы в усадьбе, в ходе которых была восстановлена и эта парадная лестница, и мраморные львы. В бывшем дворце будет располагаться гостиница Four Seasons Lion Palace.Львиный мост, или, как его еще называют, «мост о четырех львах», соединяет Львиный переулок с Малой Подъяческой улицей. Располагается он над бывшим Екатерининским каналом, ныне Грибоедовским. Проект был утвержден 18 февраля 1825 года и построен в 1825–1826 годах под руководством инженеров В.К. Треттера и В.А. Христиановича. Металлические части изготовили на заводе Берда. Сооружение представляет собой цепной пешеходный мост с четырьмя трехметровыми мощными фигурами сидящих львов, которые представлены не только как декоративные элементы: скульптуры хищников удерживают пролет моста. Выполнены эти львы из чугуна по макетам скульптора П.П. Соколова. Мост открыли 1 июля 1826 года, в этот день с восьми до одиннадцати утра через сооружение прошло около 2700 горожан! Первоначально фигуры львов были белого цвета, под мрамор, но в 80-х годах XIX века стали темно-серыми. Изначальная окраска была возвращена им в 1954 году в ходе реставрации моста.Это лишь некоторые из львиных памятников Северной Венеции. Без фигур царя зверей невозможно представить улицы этого великого города. Не зря именно лев становится символом благотворительных акций, проходящих в Северной Пальмире. Так, в 2006 году была проведена акция «Шествие львов» в поддержку деятельности благотворительного фонда «Защита детей».
Фигуры хищников сделаны из самых разнообразных материалов: гипса, меди и чугуна и мрамора. Величественные гранитные животные стерегут невские просторы с незапамятных времен. Как свидетельствуют документы, первый лев появился в Санкт-Петербурге в 1722 году, приплыл он из Венеции. Царь Петр I заказал его как часть скульптуры в ознаменовании победы русского оружия над Швецией. Это сооружение находится в Летнем саду. Позже появилась мода украшать дома фигурами львов.Самые известные большие кошки охраняют Дворцовую пристань напротив Адмиралтейства. Сделали их по проекту знаменитого Карло Росси.Адмиралтейскую набережную с 1832 года украшают скульптуры львов. Выполнены они из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге. Чугунные пьедесталы для львов отлиты там же по рисунку архитектора Л.Шарлеманя. В годы Первой мировой войны (1914–1916) в связи с постройкой Дворцового моста пристань была разобрана и воздвигнута напротив восточного павильона Адмиралтейства, а львов установили на постаментах из красного гранита на вновь сооруженной Дворцовой пристани.Первые в городе сторожевые львы, отлитые в чугуне, расположены у Елагинcкого дворца. В эпоху правления Петра I существовал остров Мишин, названный так в честь обитавших там косолапых. При Екатерине II остров был подарен И.П. Елагину, который превратил его в живописный парк. Царь Александр I в 1817 году купил остров для своей матери, и в период с 1818 по 1822 год был возведен дворец, названный, как и сам остров, Елагинским. При строительстве дворца у архитектора возникла идея расположить у парадного входа во дворец копии львов с площади Синьории во Флоренции (Италия). В роли моделей послужили бронзовые золоченые львы Львиного каскада Петергофского дворца. Был заключен договор с директором Санкт-Петербургского казенного литейного дворца М.Е. Кларком на чугунную отливку львов по цене 2 тысячи рублей за штуку. Фигуры львов изготовляли в течение трех месяцев (апрель–июнь 1822 года), а уже в июле они были установлены у Елагинского дворца. Все убранство дворца сохранялось до Великой Отечественной войны, во время которой предметы обихода и утварь сгорели. Реставрация интерьеров дворца была осуществлена в 1952–1960 годах под руководством и по проекту архитектора М.М. Плотникова.На Английской набережной у дома №4 (так называемого дома Лаваль), расположились сторожевые львы. В начале XIX века дом принадлежал А.Г. Лаваль (жене французского эмигранта, графа И.С. Лаваля). Его дочь Екатерина Ивановна была замужем за князем С.П. Трубецким, одним из руководителей восстания декабристов 1825 года. Это сооружение признано одним из выдающихся памятников русского классицизма конца XVIII – начала XIX веков. Дом графини Лаваль вошел в историю Санкт-Петербурга 1820-х годов. Его стены видели участников декабрьского восстания 1825 года: А.С. Пушкина, баснописца И.А. Крылова, А.Мицкевича, В.А. Жуковского и многих других. Украшен дом ионическими колоннами и лепным панно на античные сюжеты. Львы выглядят отрешенными, они как будто не охраняют дом, а отдыхают, поджав задние лапы и скрестив передние. Головы, шеи и части спин львов покрывают платки, которые оживляют симметрично расположенные борозды. По размерам фигуры небольшие, но выглядят они внушительно за счет природного материала и того, что их гривы состоят из множества мелких завитков, что придает дополнительный объем и монументальность гранитным зверям. Морды лежащих и как будто равнодушных ко всему хищников обращены друг к другу. Про них говорили еще в XIX веке: «Это львы-философы».На Свердловской набережной расположена усадьба, некогда принадлежавшая Г.А. Кушелеву-Безбородко – известному меценату и литератору. Главный дом усадьбы был построен в 1783–1784 годах по проекту Дж.Кваренги. Особый интерес представляет ограда, которая состоит из скульптур 29 одинаковых львов. Это самая большая композиция львиного прайда. Львы держат в зубах мощные чугунные цепи. На общем возвышении из пудожского камня расположены отдельные постаменты для каждого окаменевшего навеки льва. За спинами зверей возвышается простая ограда из вертикальных прутьев.Перед домом военного министерства на Адмиралтейском проспекте виднеются грозные львы. Сооружение еще называют дом со львами. Он известен не только своей великолепной архитектурой, но и тем, что упоминается в «Медном всаднике» А.С. Пушкина. Именно на его крыльце спасается во время наводнения герой поэмы Евгений.Тогда, на площади ПетровойГде дом в углу вознесся новый,Где над возвышенным крыльцомС подъятой лапой, как живые,Стоят два льва сторожевые,На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестом,Сидел недвижный, страшно бледныйЕвгений... Дом первоначально был построен архитектором О.Монферраном для князя А.Я. Лобанова-Ростовского. Сам хозяин обитал в Париже и никогда в доме, кстати, и не жил. Поэтому он сдавался. В 1827 году здание было продано государственной казне и передано военному министерству. Парадная мраморная лестница ведет к входу. По сторонам лестницы на гранитных постаментах стоят грозные львы, повернувшись мордами друг к другу. Такое ощущение, что слышен их свирепый рык. Скульптуры олицетворяли силу, знатность и богатство хозяина. Львы стоят в двух позах: один лев опирается передней лапой на шар, расположенный под его лапой, зато у другого животного шар выскользнул, и бдительный лев пытается его вернуть на прежнее место. Сюжет композиции показывает, что львы сторожевые. Видна надпись на одном постаменте: «Triscorni P. in Carrara 1810», из которой следует, что фигуры львов выполнил Паоло Трискорни в Карраре в 1810 году. Во время Великой Отечественной войны в конце 1941 года вражеский снаряд попал в парадное крыльцо и отбил хвосты у львов. Одна из сотрудниц общеобразовательной школы сохранила сбитые осколки львов вплоть до реставрации архитектурного памятника в начале 1960-х годов. Совсем недавно были проведены реставрационные работы в усадьбе, в ходе которых была восстановлена и эта парадная лестница, и мраморные львы. В бывшем дворце будет располагаться гостиница Four Seasons Lion Palace.Львиный мост, или, как его еще называют, «мост о четырех львах», соединяет Львиный переулок с Малой Подъяческой улицей. Располагается он над бывшим Екатерининским каналом, ныне Грибоедовским. Проект был утвержден 18 февраля 1825 года и построен в 1825–1826 годах под руководством инженеров В.К. Треттера и В.А. Христиановича. Металлические части изготовили на заводе Берда. Сооружение представляет собой цепной пешеходный мост с четырьмя трехметровыми мощными фигурами сидящих львов, которые представлены не только как декоративные элементы: скульптуры хищников удерживают пролет моста. Выполнены эти львы из чугуна по макетам скульптора П.П. Соколова. Мост открыли 1 июля 1826 года, в этот день с восьми до одиннадцати утра через сооружение прошло около 2700 горожан! Первоначально фигуры львов были белого цвета, под мрамор, но в 80-х годах XIX века стали темно-серыми. Изначальная окраска была возвращена им в 1954 году в ходе реставрации моста.Это лишь некоторые из львиных памятников Северной Венеции. Без фигур царя зверей невозможно представить улицы этого великого города. Не зря именно лев становится символом благотворительных акций, проходящих в Северной Пальмире. Так, в 2006 году была проведена акция «Шествие львов» в поддержку деятельности благотворительного фонда «Защита детей».