Все мы с детства помним про Павлика Морозова, пионера-героя и предателя в одном флаконе. В советское время знание его биографии было обязательным для всех будущих пионеров. Его поступок должен был стать примером для подражания и прекрасно вписывался в концепцию построения нового государства в 30-е гг ХХ в., а вот в перестройку уже рассматривался с концепции личного, а не государственного и оценивался как аморальный. Донос на родного отца=предательство.
Забавно с одной стороны, миф о данном герое учил ценить партию и государство превыше всего,а с другой добился того, что в "дворовой социализации" быстро учили, что стукачом быть плохо.
Так или иначе, миф о Павлике давно привлекал внимание современных историков, в том числе и западных. Наиболее полное исследование гибели Павлика и рождения мифа о нем провела британская русистка, историк и филолог Катриона Келли в своей монографии "Товарищ Павлик. Взлет и падение советского мальчика-героя".
Согласно официальной версии событий, о которой сообщила в октябре 1932 г. «Пионерская правда» в деревне Герасимовка Тавдинского район Свердловской области были зверско убиты пятнадцатилетний мальчик, убежденный пионер-активист, и его девятилетний брат. Тела мальчиков носили следы множественных ножевых ранений.
«Тайга до сих пор хранит следы этого зверского преступления», — сообщала газета.
Причиной убийства, по мнению газеты, послужила самоотверженная преданность одной из жертв делу коммунизма:
«Пионер Павел ставил интересы партии и рабочего класса выше своих личных интересов».
В частности, он донес властям на своего отца, разоблачив его в коррупции, и в отместку был убит двумя обвиняемыми - своими двоюродными братьями, которые по итогам расследования были приговорены к «высшей мере наказания» — расстрелу.
Дело превратили в настоящий «показательный суд», придав ему максимальную гласность, а Павлик превратился в пионера № 1 не только в СССР, но и во всем коммунистическом мире.
2 версия
Официальная версия вызвала сомнения и была пересмотрена в книге
Ю. Дружникова «Доносчик № 001». Автор данной книги использовал показания еще живых свидетелей событий, но вольно обращался с источниками, подгонял их под свою версию, представлял советское правительство как о всевидящий и всемогущий институт и увлекался теорией заговоров:
Павлик донес на отца не из высоких моральных побуждений, а в результате банальной семейной склоки; при этом зверскую расправу над мальчиками осуществили приверженцы Советской власти, а не кулаки. Сам Павлик был необразованный, отсталый, может, даже недалекий мальчик
3 версия
Катриона Келли придерживается версии, занимающей промежуточное положение между официальной версией и гипотезой Дружникова.
"Трофим Морозов, отец Павлика Морозова, доведенный до отчаяния непосильными для него обязанностями председателя сельсовета и опасаясь ареста или преследований, исчезает из Герасимовки. Вся ответственность за хозяйство легла на его старшего сына Павла, которого вместе с матерью и братьями постоянно задевал и оскорблял живший по соседству дед Сергей, воспринимавший уход Трофима как позор для членов его семьи. Павел рос заброшенным, несчастным, возможно даже, психически неуравновешенным подростком. Однако с открытием в Герасимова сельской школы в 1931 году перед ним открылись новые возможности. В 1932-м он начинает принимать участие в деятельности агитбригад и обнаруживает, что доносы на окружающих служат прекрасным средством привлечь к себе внимание властей. И он начинает «доказывать» на всех, кто, с его точки зрения, нарушает установленные порядки.
Такое поведение повлекло конфликты с родственниками, затем в один из сентябрьских дней 1932 г. случайную драку и убийство.
Вскоре оказалось, что власти добиваются раскрытия кулацкого заговора. С этого момента жители деревни начинают отчаянно выгораживать каждый себя и обвинять других. Массу подозреваемых начинают постепенно просеивать, выделяя главное ядро — группу родственников, связанную брачными узами и близким соседством. На фоне темных делишек представителей этого клана подвиг пионера-героя, который отверг кровное родство во имя гражданского долга, должен был выглядеть особенно выигрышно.
Таковы несколько версий, произошедших событий 87 лет назад.
Главный вопрос - зачем власти в этот момент потребовалось сочинять из банальной "бытовухи" новый миф? Все ли дело было в том, что старые мифы канули в лету, а пустое место требовало новых героев, или коллективизации процесс шел не так гладко, и власти надо было показать, что молодежь ее всецело поддерживает.
Как бы там не было, но Павлик Морозов, пионер-герой, прочно вошел в советский пантеон.