Найти тему
Дети

Наказание и вознаграждения в воспитании детей

В традиционной модели воспитания наказание и награды являются противоядием от ненадлежащего поведения. Что такое наказание вообще? Это преднамеренный акт причинения кому-либо боли или раздражения (физического или эмоционального) с тем, чтобы он мог вести себя определенным образом.

Почему мы вводим наказание? Многие родители говорят, что они делают это, чтобы научить своего ребенка правильно себя вести. На самом деле, никто не наказывает за то, чтобы учить правильному поведению. Взрослый делает это потому, что считает, что он или она уже научил правильному поведению, но ребенок не хочет слушаться. Родитель думает, что если он причинит вред ребенку после определенного поведения, он решит поступить иначе.

С точки зрения ребенка, наказание НИКОГДА не является проявлением родительской любви к ребенку. Представьте себе, что вы запрещаете сыну смотреть мультики после того, как он ударил свою младшую сестру. По вашему мнению, такое действие приведет к негативным последствиям для вашего сына - он испытает неприятные ощущения после удара сестры. Однако, по его мнению, один из них не имеет никакого отношения к другому! Он, безусловно, убежден, что у него были законные основания бить сестру, и вы снова на ее стороне. Он чувствует несправедливое обращение, и в нем рождается гнев.

Да, наказание на первый взгляд часто является эффективным. Если ты отшлепаешь своего ребенка, он прекратит вести себя неправильно. Если вы лишите его удовольствия, он сделает – то же самое. Однако это единственный положительный аспект наказания: краткосрочная эффективность. В долгосрочной перспективе выясняется, что наказание не приносит тех результатов, которых ожидают от него родители.

Что такое наказание для ребёнка:

  • Ребенок узнает, что причинять боль другим людям приемлемо, чтобы кто-то вел себя так, как я хочу,
  • не строит самодисциплину и нравственность, а концентрируется на том, что является внешним (получает ли он наказание за что-то или нет),
  • его ненадлежащее поведение возрастает (в том числе и потому, что человек плохо себя ведет, когда ему плохо), применяя наказания, вы не достигаете главной причины ненадлежащего поведения, что очень часто бывает трудно для эмоций ребенка;
  • Он закрывается от вас, таким образом, вы все меньше и меньше влияете на его воспитание,
  • связь между вами разорвана, и ваш ребенок все меньше и меньше заинтересован в том, чтобы выслушать ваши предложения и просьбы,
  • Ваш острый и неприятный голос по отношению к ребенку становится его внутренним голосом, которым он говорит сам с собой.

Со временем наказания должны становиться все тяжелее и тяжелее, чтобы побудить ребенка вести себя определенным образом.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-1819736/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-1819736/

Как сделать так, чтобы дети послушали нас?

Стили поведения:

1. Авторитарный стиль

Взрослый, выросший в соответствии с этим стилем, предъявляет к ребенку высокие требования, при этом, не оказывая ему никакой поддержки в приобретении конкретных навыков (самодисциплина, регулирование эмоций, навыки разрешения конфликтов и т.д.). Он ожидает, что сын или дочь сделает то, о чем его или ее просят, без колебаний. При необходимости применяют наказание для принуждения к послушанию.

2. Равнодушный стиль

Взрослый предъявляет низкие требования к ребенку, но также оказывает ему или ей небольшую поддержку. Это родители, которые не участвуют в воспитании ребенка. Потому что у родителей есть некоторые проблемы в собственной жизни, с которыми они не могут справиться. Может быть, они борются с алкоголизмом или вынуждены выполнять две параллельные работы. Они не знают, что происходит в жизни их сына или дочери, и ни в коем случае не вмешиваются.

3. Либеральный стиль

Родитель предъявляет низкие требования к ребенку, и в то же время оказывает ему значительную поддержку. Он с трудом переносит неприятные эмоции окружающих (плач, крики, гнев, разочарование) и делает все, чтобы избежать их.

Этот стиль воспитания относится к тому, что мы обычно называем воспитанием без стресса. Низкие требования к малышу и большая поддержка - вот чего часто боятся те, кто спрашивает, что им следует использовать вместо наказания, чтобы заставить ребенка вести себя определенным образом.

4. Демократический стиль

Взрослый предъявляет к ребенку высокие требования, но в то же время оказывает ему значительную поддержку в приобретении определенных навыков. Он сопровождает его, знает его потребности и трудности, проявляет сочувствие к его чувствам, но и устанавливает пределы его поведения.

Если он хочет, чтобы ребенок научился мыть руки перед едой, он не кричит, угрожая наказанием. Это помогает ему приобрести этот навык и превратить его в привычку.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0-3602245/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0-3602245/