Приводим материал группы «За возрождение образования». За подробностями рекомендую пройти по приведённым в тексте ссылкам.
Термин «одарённые дети» давно стал визитной карточкой демагогии о «развитии российского образования». Об остальных учащихся не вспоминают, хотя давно доказано, что в условиях нашей страны с её необъятными территориями и относительно малым населением для элементарного выживания учить надо всех. На сей счёт имеется аргумент, понятный даже самым недалёким чиновникам: одарённые уедут, и жить придётся со всеми прочими, которых не обучили ничему. Не страшно?
Но нет — твердят только про «одарённых», хотя это слово уже давно вызывает у адекватных сограждан ту же реакцию, что и «прорывные технологии» с «амбициозными проектами», которыми помечена вся тупая официозная пропаганда.
Главным критерием одарённости, как известно, является участие и победы в олимпиадах. Мотивация к тому у детей огромная: все призёры «Всероса» (Всероссийской олимпиады школьников) принимаются в любой вуз соответствующего профиля без всяких ЕГЭ, не говоря уже о денежных бонусах. Специалистов, способных подготовить ребёнка к олимпиаде, не так много, и значительная часть из них сосредоточена в столице. В число этих специалистов входят и те, кто составляет задания олимпиад, что заведомо может подтолкнуть к коррупции. Заметим, что в этом вопросе сегодня принято игнорировать презумпцию невиновности, и одна лишь возможность коррупционных схем зачастую является основанием для ликвидации эффективных и работоспособных структур даже без намёка на состав преступления.
Напомним, что 55% призёров «Всероса-2019» проживает в Москве.
Победы в олимпиадах являются важнейшим показателем, по которому рейтингуют школы. В Москве попавшие в топ образовательные учреждения получают бонусы (гранты) порядка 20-30 млн в год. При этом надо заметить, что победители олимпиад во многих случаях добиваются своих достижений не в «родной школе», а на площадках дополнительного образования. Получается, что навар от работы одних получают совсем другие. Естественно возникает вопрос: нельзя ли такие отношения «поставить на разумную коммерческую основу»? И здесь вырисовывается ещё одна коррупционная схема.
Всё это только абстрактные рассуждения. Но вот недавно журнал «Столичное образование» (https://www.facebook.com/StolichnoeObrazovanie/videos..) опубликовал фактический материал, полностью подтверждающий такую теорию.
Работает в Москве ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», где куют таланты, и малозаметная прежде школа № 625, в которой всего 4 выпускных класса (крайне мало для столицы с её укрупнёнными образовательными монстрами). Но в этой школе ученики получили 62 диплома на региональном этапе олимпиад, и 26 ребят прошли в финал «Всероса». Откуда там столько олимпиадников? Ответ прост: в школе запущен совместный проект с Центром педагогического мастерства.
Цитируем «Столичное образование»:
«Решение простое – не взращивать призеров в своей школе, а зачислять уже кем-то подготовленных умников и умниц, которые в обязательном порядке получат призовые места, тем самым позволив учебному заведению войти в ТОП рейтинга школ Москвы.
Вот фрагмент из письма учителей в редакцию: «…Есть информация, что эти ребята не учились раньше в этой школе. Это сговор между Центром педагогического мастерства и школой на взаимовыгодных условиях. Этих детей зачислили всего на 1 год, они не на все уроки ходят. Эти ребята занимают на олимпиадах призовые места, а школа улучшает свои позиции в рейтинге и получает грант. А грант – это большие деньги…».
При этом зачисленные на таких условиях ребята будут в школе на особом положении. Они вообще могут не посещать занятия. Главное что от них требуется – призовые места. Так появляются в московских школах «мертвые души».
Ну а теперь самое интересное (снова цитата): «Центр педагогического мастерства, с которым у школы № 625 совместный проект, неразрывно связан с именем его директора – Ивана Валерьевича Ященко. В мире образования – человек известный, у него столько должностей и обязанностей…Кроме директорства в ЦПМ Иван Ященко является профессором факультета математики в НИУ ВШЭ. Ну, это дело обычное, скажете вы, многие совмещают две работы. А три, четыре, пять? Но есть совмещения не только не этичные, но ещё и противозаконные, если не забывать о коррупционной составляющей. Например, Иван Ященко издает учебники и «решебники» для подготовки к ЕГЭ и одновременно с этим возглавляет группу, разрабатывающую задания единых экзаменов и методику их оценивания. То есть – сам составляет задачи и сам оценивает как они решены, а еще является членом группы, которая формирует школьные рейтинги. По факту – Иван Ященко влияет одновременно и на результаты школьных олимпиад, и на результаты рейтингов школ. И это далеко не всё… На самом деле, в сфере образования трудно найти авторитетную организацию, куда бы не входил Иван Ященко. Чтобы не ошибиться в многочисленных должностях заглянем на страницу «Википедии», посвященную этому «герою».
Иван Ященко – учредитель Фонда «Талант и успех», который занимается одаренными детьми. Стоял у истоков создания образовательного центра для талантливых детей «Сириус» и является членом Попечительского совета, который возглавляет (на минуточку!) Президент РФ.
Член координационной группы по реализации Концепции математического образования в Российской Федерации. До недавнего времени был членом Совета при Президенте РФ по науке и образованию.
Руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике.
Заместитель председателя оргкомитета Московской математической олимпиады.
С 2006 года — проректор Московского Института открытого образования.
Преподает математику в знаменитой 57-й школе.
Он совладелец информационного ресурса об олимпиадах «Olimpiada.ru».
А также Ященко входит на федеральном уровне в состав Российского совета олимпиад школьников, а на региональном — является одним из руководителей городского оргкомитета Московской олимпиады школьников. И он же (!) является главным экспертом-составителем рейтингов школ Москвы и школ Российской Федерации. Ну, просто не человек, а многорукий Шива!
Любопытная деталь – Иван Ященко является директором ЧАСТНОГО образовательного учреждения дополнительного образования «Московский центр непрерывного математического образования», который является соучредителем олимпиады школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова» и одновременно директором ГОСУДАРСТВЕННОГО автономного учреждения «Центр педагогического мастерства», который является координатором олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».
В такой ситуации несложно перепутать государственный карман с личным. Сплошной конфликт интересов!
Нет никакого сомнения, что Иван Ященко не смог бы сконцентрировать в своих руках столько влияния и власти, если бы не его покровители – руководитель столичного Департамента образования и науки Исаак Калина и «теневой министр образования» Ярослав Кузьминов. Этим людям не впервой коммерциализировать отечественную систему образования. Если таланты востребованы – значит, их можно продать. А если результаты олимпиад востребованы – значит, за них будут платить… В соревновании мошенников и талантов предсказуемо побеждают первые.
Центр педмастерства и Московский центр непрерывного математического образования, возглавляемые Ященко, выполняют ещё одну функцию — являются «отмывочными конторами» чиновников-коррупционеров из Департамента образования. Причём Исаак Калина не считает зазорным лично подъехать в центр Ященко за своей долей».
Напомним, что выше была приведена цитата из журнала «Столичное образование». Фамилия Ященко хорошо знакома нашим читателям. Это тот самый знаменитый изобретатель «чувства числа» (см. видео ниже).
Итак, в руках нашего «героя» сосредоточены все рычаги описанного выше коррупционного механизма. Яркий представитель крыс в системе образования, которые в погоне за наживой методично разрушают его. Им нет никакого противодействия со стороны высшей власти. И это (подчеркнём ещё раз) – на фоне распиаренной «всеобщей борьбы с коррупцией».
Есть точка зрения, что вся внутренняя политика РФ слагается из возни группировок и кланов, старающихся урвать для себя кусок пожирнее. Эти группировки как бы и есть «высшая власть», в исторической перспективе бессмысленная и бесцельная. А сфера образования — лишь часть «политического поля», где идут стихийные (неуправляемые) процессы, мотивированные наживой. Потому целенаправленного разрушения образования нет.
Такой подход легко опровергнуть элементарным вопросом: у какой из группировок или кланов (все они «перечислены и классифицированы экспертами») ядерная кнопка? Ведь не у всех же одновременно. А такая кнопка в РФ пока ещё бесспорно есть, и у кого она — тот, наверное, и «рулит», если рассуждать по-простому. И наивно думать, что фундаментальная сфера образования оставлена при этом без внимания.
Все «реформы» последнего времени в этой сфере имели исключительно отрицательный результат. И ясно, почему: олигархической власти (которая в главном вполне едина) категорически не нужен образованный народ. Но ясно также, что этот «высокий тезис» не доводят до конкретных исполнителей. Его не очень удобно афишировать, и к тому же сам по себе он не даёт необходимой заинтересованности, рвения в работе.
Чиновников от образования мотивируют возможностью быстрого и лёгкого обогащения. В этой сфере создан идеальный климат для «ведения бизнеса» (подробно см. https://vk.com/wall-62604527_22897 ). И хотя здесь уже нарушены все мыслимые приличия, этих ребят не трогают ни при каких обстоятельствах.
Ященко: сеанс саморазоблачения Вдохновенный рассказ об очень важных заданиях на «чувство числа».
Источник. За возрождение образования
Комментарий. Первое, что надо отметить: мужество сотрудников журнала «Столичное образование», не побоявшихся рассказать про «наряды короля». Обратите внимание на первую ссылку в тексте. Там есть видеоролик с подробностями. Отмечу актёрские способности И.В. Ященко. Меня восхищает вдохновенный рассказ об «очень важных заданиях… на чувство числа», в которых «не надо ничего считать», игра интонациями при переходе к толщине листа бумаги. Этот талант направлен на оправдание заданий, которые вместе с подсчётом площади фигуры по клеткам и другими заданиями нацелены на то, чтобы не проверять знания и умения выпускников по изучаемому в 10-11 классах материалу, чтобы оправдать бомбу, заложенную под систематическое фундаментальное образование. Задания такого рода вместе с выделением ЕГЭ базового уровня «обнуляют» школьную математику, дают «сомнительное право» выпускнице, сдавшей на «5» экзамен базового уровня по математике показывать в Ютубе средний палец своей учительнице, требовавшей от неё чего-то большего. Это, может быть, не про коррупцию, но определённо про вред, наносимый «Царём Мидасом» школьной математики. Надо упомянуть, что бизнес на одарённых — малая часть общего бизнеса на ЕГЭ-ОГЭ-ВПР, к которому прикоснулся наш «герой». Он направлен против нормального обучения математике и на оболванивание подрастающих поколений.