Это вторая часть нашего рассказа про автомобиль Андрея сделанный своими руками. С первой частью можно ознакомиться по ссылке.
Продолжим осмотр пациента:)))
Конечно же, машина не может считаться полноценным кемпером без наличия горячей воды и душа
К этому вопросу, Андрей подошёл основательно — конструкция должна быть простой, не дорогой, ну и далее всё по списку. В итоге, схему подключения сможет собрать практически любой, кто отличает "+" от "-", никакой пайки и знаний физических процессов, все собирается на том, что можно купить в магазине или заказать через интернет.
Нагрев воды происходит в теплообменнике от ОЖ двигателя. Нагревать воду можно, как во время движения, так и во время стоянки, не заводя двигатель, при условии, если в машине установлен жидкостный догреватель ОЖ. Получившаяся мощность теплообменника нагревает воду в 18 литровом баке с 12 градусов до 40 градусов, при температуре ОЖ 60-70 градусов, за 10 минут, это позволяет принимать душ большой компаний в режиме non stop, без дополнительного ожидания.
Терморегулятором можно выставить любую температуру воды в баке до 70 градусов, главное чтобы насосы не сварились, оптимально 40-45 градусов
Для уменьшения потери тепла, 18 литровый бак снаружи покрыт пеноплексом толщиной 2 см
Летом (за сутки), падение температуры воды происходит в пределах 10 градусов из-за конвекции. 18-20 литров, это оптимальный объём бака для горячей воды, греется быстро и в тоже время достаточный запас на день, не требующий постоянного пополнения и нагрева. Сам бак не занимает много места, его легко встроить в любую нишу, тем более, его можно сделать любой формы. Душ, при наличии биотуалета, используется как биде.
Схема работы водяной системы простая: в основной 90 литровый бак
закачивается холодная вода под напором при помощи шланга, или из ведра при помощи погружного насоса производительностью 12 л/м из любого водоёма
Далее при включении погружного насоса в основном 90 литровом баке, вода подаётся в 18 лит бак для горячей воды
при достижении необходимого количества герконовый датчик уровня отключает перекачивающий насос. При падении уровня воды, если кнопка активирована, герконовый датчик в автоматическом режиме поддерживает установленный уровень воды. В баке для горячей воды, второй погружной насос, при включении термореле начинает циркуляцию воды через теплообменник, при достижении установленной температуры, он отключается, порог для повторного включения при падении температуры горячей воды установлен в два градуса (задать можно любой). Также, при активированной кнопке, автоматически поддерживается установленная температура воды при работающем двигателе или догревателе ОЖ.
Третий погружной насос, работает на кран и душевую лейку. Душ можно использовать в двух режимах. Если для водных процедур достаточно 18 литров, то просто включаете подачу воды на душевую лейку и пользуетесь пока она не закончится. А если у вас имеется отряд чумазых, то сперва надо завести двигатель, либо запустить жидкостный догреватель ОЖ, затем включить термореле для контроля температуры воды в 18 литровом баке для горячей воды, активировать автоматический режим перекачивающего насоса в основном 90 литровом баке, и всё, эта музыка будет вечной, пока у вас что-то не закончится: чумазые, вода в водоёме, топливо в баке или солнце на небе.
По мере убывания воды из 18 литрового бака с горячей водой, она автоматически подкачивается из основного 90 литрового бака, и догревается через теплообменник, вся система работает в автоматическом режиме и не требует регулировки и контроля в процессе.
Душевая палатка обычная, таких вагон и маленькая тележка в каждом туристическом магазине
Для длительных стоянок, Соболь 4х4 оборудован солнечной энергетикой. На рейлингах расположилась 200 ваттная, 24 вольтовая солнечная панель
За заряд аккумуляторов отвечает контролер МРРТ
И в пасмурную погоду, и в дождь с МРРТ идёт заряд, более слабый, но идёт. Июль в Москве выдался дождливый, для проверки, две недели холодильник работал не выключаясь, машиной не пользовался, аккумуляторы оставались всегда полностью заряжены.
Кроме непосредственного использования солнечной панели в путешествии, если машина не рассчитана для повседневной эксплуатации, то ваши аккумуляторы всегда будут заряжены под пробку, так же солнечная панель добавляет балов к выживаемости, в случае отказа генератора, она берёт эти функции на себя. Панель установлена так, чтобы не мешала открываться люку в крыше, и является не только отличной защитой от солнца но и позволяет держать люк открытым в дождь с ветром.
Добавлен второй аккумулятор под капот с развязкой УРА-400
В данный момент, тот набор оборудования что имеется на борту: 2 кислотных стартерных аккумулятора, штатный 75 амп/ч + доп 55 амп/ч, солнечная панель 200 вт 24 в, контролер МРРТ, позволяют неделями не заводить мотор и пользоваться всей электрической начинкой соболя (холодильник, воздушный отопитель, душ, жидкостный догреватель ОЖ для подогрева воды для душа, прочими зарядниками).
Для управления двумя аккумуляторами УРА-400 отличный вариант: цена, качество, функционал. Позволяет использовать два аккумулятора разных типов и в разных режимах, при этом постоянно видеть заряд каждого АКБ
При наличии солнечной панели, УРА-400 позволяет заряжать как один, так и оба АКБ одновременно. В настоящий момент используется режим подключения двух АКБ параллельно, т.е. используются оба, как один большой ёмкости, постоянно.
220В в экспедиционной машине такая же необходимость, как и остальные блага цивилизации, но делать встроенную систему это головная боль и в дальнейшем не позволит быстро вернуть машину в стоковое состояние. Вся коммуникационная техника имеет свои 12В подключения. Электрокастрюлями и чайниками не пользуемся, на борту имеются три преобразователя, на 350, 1000 и 1600 ват.
Для перевозки нужного шмурдяка на крыше были установлены рейлинги от длиннобазной версии VW Т5 ценой - 3,5 тысячи рублей. В передней части на них расположилась солнечная панель, затем идёт охладитель кондиционера, и на задней части изготовлена площадка из алюминия под запаску и вещевой ящик
Весь проект постройки проходит под лозунгом «нет лишнему весу» и везде, где можно, я использую алюминий. Все конструкции сделаны только для поставленной задачи, если мне достаточно небольшой площадки для запаски и ящика, то нет смысла устанавливать здоровый багажник во всю крышу, даже алюминиевый, и тем более железный.
Для удобного доступа к запаске и вещевому ящику сделана лесенка.
Ящик получился довольно вместительный — бензопила, компрессор, набор инструментов, сварка, болгарка, бутылочный домкрат, тент 3х5, палатка для душа и ещё куча всего полезного туда вместилась и место ещё осталось
Грузовой фургон
Соболь в любой момент можно использовать как грузовой фургон — для перевозки всего, что проходит по ширине и высоте
Так как спальная полка и диван крепятся к рельсам, то достаточно 15 минут, чтобы все это снять. Остаются только расположенные по бортам вещевой ящик, водяной бак и кухонный модуль. Если сильно надо, то и бак с ящиком можно снять, они крепятся к машине на 3-4 болта. Так же на рельсах легко можно закрепить перемещаемые крепёжные петли.
Внедорожная подготовка
Конструкция автомобиля ГАЗ Соболь 4х4 позволяет сделать внедорожную подготовку любую, от лайт до экстрим.
Была установлена резина большего размера — 31,6", шириной 11,5", на дисках шириной 8" и вылетом +15.
Резина геолендер G72-73 используется круглогодично.
Размерность резины в 31,6" уравняла показатели спидометра и GPS, показания тахометра — 2500 оборотов = 100 км/ч. С этим размером резины двигатель легко разгоняет машину на всём диапазоне скоростей. Асфальтовое давление Андрей держит, летом 1,8 атм, т.к. после начала движения минут через 15-20, за счёт нагрева, давление вырастает до 2,0-2,2 атм, зимой 2,0 атм (нагрев отсутствует).
Чтобы 31,6" влезли в арки, надо делать либо боди-лифт, либо лифт подвески. Я решил делать лифт подвески, чтобы уменьшить свесы и увеличить расстояние до агрегатов под машиной. 6 см лифта для этого достаточно. Лифт на соболе делается не сложно, спереди изготавливается силовая балка для крепления передней части рессоры.
Она так же является усилением рамы, уменьшает её подвижность под тяжёлым двигателем и более мощным рулевым механизмом фирмы Бош, что должно уменьшить вероятность образования трещин на раме. Кроме изготовления силовой балки больше ничего не требуется, все остальные точки крепления рессор и амортизаторов просто переворачиваются на 180 градусов. Все расстояния остаются заводскими.
Для устранения мелких вибраций на руле и для утяжеления руля на скорости, был установлен демпфер руля. Установка демпфера в принципе не обязательна, но при его небольшой стоимости, лучше поставить, это так же поможет предохранить большие пальцы от травмы при наезде на препятствие тем, кто не научился правильно держать руль.
Так как машина строилась для лайта, то нет смысла в стационарной лебёдке. К тому же съёмную лебёдку можно использовать как спереди так и сзади что положительно отражается на общем бюджете.
Закрепление лебёдки к машине сделано на два квадрата, а не на один, для более жёсткой и неподвижной фиксации при лебежении в разных направлениях и углах.
Все работы по данному автомобилю выполнены лично Андреем, хозяином машины, если кому-то нужна помощь в нестандартной подготовке машины, обращайтесь, не стесняйтесь. Контакты автора.
Текст, фото и видео предоставлены хозяином автомобиля Алексеевым Андреем и используются с его прямого разрешения.