Эра альбомов "Vol. 4" и "Sabbath Bloody Sabbath" выдалась достаточно проблематичной для Black Sabbath. После выхода этих двух пластинок мало что изменилось. Для создания своего шестого студийного альбома группе понадобилось гораздо больше времени, большая часть которого уходила на решение различных юридических трудностей.
Шестой альбом, о котором сегодня пойдет речь, был выпущен в 1975 году и стал последним альбомом команды с полноценным участием Оззи Осборна. Альбом был принят очень хорошо, но повлияли ли эти самые юридические препятствия на качество пластинки?
На этот раз звук не так многослоен, как на прошлых двух релизах. Первая деталь, которая становится сразу заметной это то, что на альбоме совершенно иные интонации и совсем нет композиций в стиле doom metal. Не то чтобы "Sabbath Bloody Sabbath" был целиком дум-метал альбомом, но, скажем, заглавный трек оттуда и "Who Are You?" были самыми что ни на есть типичными дум-метал записями. Вместо этого, на этот раз банда выдала большую и разнообразную палитру звучаний от динамичного рока "Hole In The Sky" до переменчивой динамики, используемой на "The Writ". Главное изменение в том, что композиции стали еще более прогрессивными и продолжительными.
"Symptom Of The Universe", "Megalomania" и "The Writ" - это, по большей части, песни в еще на тот момент не сформировавшемся стиле прог-метал, каждая из которых на ходу меняется и преображается. "Symptom Of The Universe" становится все более уравновешенной с вступлением акустических инструментов, "Megalomania" к концу наоборот, превращается в безумный, потрясающий рок-боевик, а "The Writ" по своей атмосфере будто бы все больше не находит себе места, вращаясь между миром и хаосом.
Еще одной важной деталью обновленного звука Black Sabbath становится здесь более широкое использование синтезаторов, в особенности, во второй половине альбома с песней "Am I Going Insane (Radio)". Синтезаторы также используются в "The Thrill Of It All", чтобы привнести еще больше атмосфера и глубины треку.
На этом альбоме мы получаем обновленный и экипированный новыми приемами и инструментами Black Sabbath, а что же нового в плане лирики? Ну, очевидно, что банда прибавила в зрелости, поскольку тексты песен здесь самые личные и проникновенные, чем на всех проектах группы до этого. Характерной чертой пластинки является некая дуальность композиций, когда, как в "The Thrill Of It All", все начинается с циничного и опустошенного взгляда на реальность, в то время как вторая половина песни как правило вселяет надежду и заряжает позитивным настроением. "The Writ" являет собой выражение всего того, что группа прошла и реакцию ребят на все, что с ними происходило в то время, а "Megalomania" посвящена славе и сопутствующему ей безумию.
То, как "Hole In The Sky" в середине внезапно сбавляет обороты до инструментальной интерлюдии "Don't Start (Too Late)", а затем снова обращается в демоническое начало "Symptom Of The Universe" прекрасно описывает тон альбома и создает уникальные впечатления от прослушивания. Второй акт альбома так же очень и очень хорош. "Supertzar" плавно перетекает в "Am I Going Insane (Radio)", c психотическим смехом, переходящим в слезы. "The Writ" удивительным образом продолжает этот тон, часто переходя от агрессии к умиротворению.
У Тони везде впечатляющие рифы, например этот жирный риф в "Hole In The Sky", или блестящий риф в "Supertzar" и кинематографичная "Megalomania", "The Thrill Of It All" и "The Writ". Билла Уорда в свою очередь ответственен за фантастические драм-партии почти в каждой песне, будь то "Symptom Of The Universe" или вторая часть "Megalomania".
Лидер команды Оззи демонстрирует свои лучшие общие характеристики по вокалу и экспрессии в этом альбоме. Вся пластинка усыпана его эмоциональными и дико энергичными вокальными выступлениями. На этот раз у него больше удачных припевов, некоторые из которых очень быстро запоминаются (например, "Hole In The Sky", "Am I Going Insane (Radio)"). Каждый участник группы впечатляет и перепрыгивает, на мой взгляд, заданные собой планки прошлых альбомов.
Это очень сильная работа в композиционном плане. То, как треки сменяют друга, в какой удачной последовательности они сменяют друг друга на альбоме заставляет с интересом двигаться от первой до последней песни. Это величайший альбом в карьере Оззи Осборна и величайший альбом группы в целом. Богатый в плане звуковых ходов, поразительно опережающий свое время (это 1975 год!!!), сильная лирика, прекрасная общая композиция пластинки. Ну и самое главное - спустя почти 45 лет, альбом умудряется звучать свежо и трогать самые глубины души, вдохновлять и заряжать какой-то удивительной рок-н-ролл-жизнерадостностью и ощущением, что все преграды обязательно будут преодолены.