В наше не простое время, время без государствообразующей идеологии на постсоветском пространстве, обострения межэтнических и религиозных конфликтов, отчуждения взрослых от детей, в доступности неотфильтрованной информации, воспитание толерантности очень актуально.
Что такое толерантность?
Под толерантностью понимается способность уважать и принимать чужое мнение, язык, идеологию, вероисповедание. С уважением относиться к мнению других, но не с безразличием и равнодушием. Самый важный аспект этого понятия – это терпимость, то есть терпимое и уважительное отношение к людям и событиям, стойко и спокойно переносить неблагоприятные жизненные ситуации.
Такие черты характера закладываются в семье, где ребенок слышит и видит, как родители реагируют на то или иное событие, как они относятся и какие оценки дают людям другой национальности. Школа сейчас не обладает авторитетом в обществе, статус учителя в глазах тех же родителей не высокий. Поэтому говорить о том, что школа может повлиять на мировоззрение детей кардинально, еще рано. Обобщенно.
Воспитание толерантности и других нравственных качеств будут иметь успех только при сотрудничестве с родительской общественностью. Тем не менее, воспитание толерантности способствует вся система учебно-воспитательного процесса, все педагогические приемы и методы.
Что нужно знать педагогам для успешного воспитания терпимости и взаимоуважения:
1. Особенности воспитания в семье и индивидуальности ребенка;
2. Историко-культурное наследие;
3. Полная картина межличностных взаимоотношений учащихся;
4. Социальный паспорт школы.
Методы воспитания.
Формировать у детей готовность понимать и принимать чужое и непонятное, применяя различные способы (методы) есть толерантное воспитание:
1. Убеждение – необходимость терпимого поведения;
2. Самоубеждение - самовоспитание детей, формирование своих взглядов;
3. Внушение – словесное или образное воздействие, которое вызывает усвоение информации без критики;
4. Стимулирование – побуждения к деятельности;
5. Формирование качеств личности через требования.
К формам реализации убеждений можно отнести использование литературных и исторических источников. Самостоятельные логические выводы ребенка лежат в основе самоубеждения. Внушение тоже может реализовываться через высказывания известных людей, отрывки произведений, что сопровождается переживанием и сопереживанием учащихся.
Одобрение или похвала стимулирует изменение поведения в позитивную сторону. Совместные вечера, презентации культурных достижений разных народов, исторические исследования способствуют общению и изучению культуры разных народов.
Приемов реализации же методов воспитания толерантности великое множество. Но самый главный метод – это живой пример поведения родителей, это толерантная позиция учителя. Это государственная политика, нацеленная на дружбу и взаимоуважения всех граждан страны.
Подписка на канал!