Найти тему
Изучаю людей

Современные дети совсем другие - или что думал по этому поводу Корней Чуковский

Добрый всем день, с вами Ольга, многомама и логопед, и в этой серии статей я рассказываю о развитии речи детей в возрасте от 3 до 4 лет, и попутно разглагольствую на разные схожие темы 😊

Итак, к четырем годам ребенок говорит свободно, способен рассуждать на большое количество тем. Речь уже характеризуется связностью и последовательностью изложения, ребенок уже в состоянии описать какую-либо ситуацию или предмет .

Бывает, что ребенок в этом возрасте (и в более старшем тоже) говорит вроде бы связно. Вроде бы описывает ситуацию, или рассказывает содержание мультфильма, например. Но его рассказ выглядит примерно так :

А она вот тут сделала вот так! И потом вон там пошла вон туда! А ее так, а потом вот так !

И театр мимики и жеста в дополнение 😆 А что, мама все поняла. Что мы тут видим? Фраза есть, есть зачатки связной речи. Но налицо явная бедность словарного запаса. Безотносительно причин - общее недоразвитие речи мы тут видим, или пока ещё норму (с 3 до 4 разговаривать таким образом ещё допустимо) - надо этим заняться. Можно накупить специальных тетрадочек и пособий. Но я вам предлагаю развивающую игру, которая всегда с собой, называется "10 пальцев" 😉

10 пальцев и три вопроса - что у него (нее) есть? Что делает? Какой? Расширяем словарный запас существительных, глаголов и прилагательных. В порядке усложнения - с существительными будет однозначно проще, чем с прилагательными .

Идете по улице, видите ворону. 10 пальцев, загибаете по одному. Что у нее есть? Клюв, перья, крылья, хвост, глаза, ноздри, желудок, когти...

Что умеет делать? Прыгать, идти, лететь, спать, дышать, есть... К четырем годам дети обычно с восторгом добавляют - кааакать 😆 Это нормально 😉

Какая она? Черная, гладкая, блестящая, быстрая.. . Пять минут - а сколько новых слов ребенок узнал! А раз узнал - значит в речи применил.

Дети, с которыми играют таким образом, довольно быстро перестают изъясняться воттаками и вонтамами. И овладевают хорошей литературной лексикой. Ребенку с нарушениями речи для этого потребуется больше времени, чем норме. Но терпение и труд все перетрут.

В основном про этот возраст написан замечательный труд К. И. Чуковского "От двух до пяти". Я его советую прочесть вообще всем. Логопедам вообще его надо как программное произведение ставить (впрочем, логопеды чаще всего читают эту книгу без принуждения и с удовольствием), а родителям полезно для иллюстрации - трех- четырехлетка, он вот такой.

Такой, разговаривающий, играющий словами, рифмующий их, придумывающий свои - копатка, сидейка - вот вполне логичные изобретения этого возраста 😊 Кстати стихи Чуковского трех-четырехлетки обычно очень любят, даже несмотря на уже пролегшую между героями его произведений и современными детьми пропасть разницы быта и обстановки.. .

Малышам не так уж и важно, что это за зверь, в конце-концов - Умывальник. Они прекрасно представляют себе этимологию и вообразят какой угодно предмет, приспособленный для умывания, для детей этого возраста вообще не проблема 😊 А ритм и рифмы Чуковского детей завораживают и, между прочим, помогают правильному формированию слоговой структуры слова. Так что не бойтесь всяких кровожадных и беспощадных, читайте малышам Чуковского 😊

А сами - почитайте "От двух до пяти". Заодно чтобы избавиться от придыханий по поводу "ах, современных детей, которые не то что раньше". Многим современным детям и не снилось богатство лексики малышей 30-40 годов прошлого века. Также, как и не снился почерк первоклассников тех лет даже нынешним пятиклассникам.

Это мы недавно на своей новой квартире в шкафу тетради первоклашек 50-х нашли. Мои подростки в шоке - как?! ТАК можно писать?! Можно, дети, можно... Дворовые игры им были в помощь, великолепная пространственная ориентация и прекрасное удержание внимания на процессе.. .

А мы все про современных детей... Неплохо бы нашим современным у трехлеток Чуковского поучиться 😊