После Второй Мировой войны началась затяжная "холодная война", и, по сути, все западное было нам официально противно и чуждо. Джаз и рок были фактически вне закона. За коллекцию пластинок тех же Beatles можно было отправиться в места не столь отдаленные. Так как же в то время в СССР могли появиться первые электрогитары, продукт чисто западный?
В 70-е было много официально одобренных разрешенных музыкальных коллективов. Это были различные ансамбли самодеятельности, которые создавались при любом учреждении. И всем нужны были инструменты. В конце концов, стыдно было выпускать музыкальны коллектив в свет с балалайками и погремушками, тем более, в такое космическое прогрессивное время. Поэтому в какой-то момент выпустили директиву: обеспечить СССР современными музыкальными инструментами. Как вы знаете, все производство в союзе было централизовано, т. е. не могла появиться какая-то фирма и самостоятельно начать что-то разрабатывать, производить и сбывать. Само собой ни у одной из фабрик не было достаточного опыта в производстве электрогитар. Первую электруху (гавайскую электрогитару) мы сделали в 1956 году, опоздав более чем на 20 лет, когда эту музыку уже никто не слушал. Так же гитары делали в Ростове и Орджоникидзе.
В 20-е годы в Свердловске существовала такая фабрика "Красный пролетарий" и занималась она изготовлением мебели и других предметов быта из дерева. К 60-му году она уже стала называться "Урал" и освоила производства пианино и акустических гитар. По сути это не были музыкальные инструменты, а были какие-то... предметы быта из дерева. Они были сделаны ужасно, но все равно их раскупали, потому что больше ничего не было.
Первая электрогитара, которую сделали на заводе "Урал", была "Тоника". Она была сделана по Питерским чертежам с завода им. Луначарского и была весьма странной формы.
Прошло 5 лет и вдруг решили разработать еще одну модель. В то время существовала организация "НИКТЕМП" (научно-исследовательский конструкторский технологический институт музыкальной промышленности). Занимался этот институт тем, что разрабатывал музыкальные инструменты по заказу министерства культуры. И когда на мебельную фабрику приходила задача "сверху" начать производство музыкального инструмента, то НИКТЕМП мог бы предложить им свою разработку, но в Урале отказались и решили сделать свою электрогитару.
Урал - была на тот момент не бедная организация, поэтому у них была возможность привезти несколько электрогитар "из-за бугра", и они заказали несколько гитар Yamaha. Гитара Урал является практически копией японской гитары Yamaha SG5 или SG7, они просто перевернули корпус зеркально, и немного изменили пропорции, но по сути, это та же самая гитара, по крайней мере, внешне и по некоторым конструктивным особенностям.
В 60-х и 70-х годах и в Европе и в Японии были достаточно странные дизайнерские решения инструментов и Урал - не единственная гитара, которую мы слизали с оригинала. Были так же гитары, которые практически один-в-один скопированы с европейских инструментов. По идеологическим соображениям скопировать ни Fender, ни Gibson мы не могли.
Новый внешний вид - не самая главная проблема этого инструмента. Производство электрогитары состоит из нескольких главных аспектов определяющих ее качество:
1. Выбор дерева
2. Его сушка
Сушка - это процесс долгий, деревяшка должна быть определенной остаточной влажности, и для электрогитар используются определенные сорта дерева: и бук к ним не относится. Просто на складе Урала был бук, из него делали мебель, ну, и стали делать гитары. Как рассказывают очевидцы, уже на поздних этапах жизни этого завода бук брался прям с улицы, его не сушили да и вообще не запаривались, как и при производстве мебели. И как же происходило производство? Брали нарезанные буковые щиты, из них склеивался корпус клеем ПВА под температурой по принципу "бутерброда", сверху и снизу наклеивался шпон из фанеры, все это дело тонировалось, рисовался санберст и затем все это дело заливалось миллиметровым слоем полиэфира, из-за которого инструмент становился просто неубиваемым. Гриф изготавливали все из того же бука. Лады - из какого-то мягкого железа, нешлифованные. Анкер могли вообще не ставить.
По электронике: Уральцы сами не делали звукосниматели, их привозили с какого-то военного завода целым набором на передней панели, соответственно, повлиять на улучшение параметров звукоснимателей никто не мог, даже если бы захотел. Но никто и не хотел.
Из-за отсутствия конкуренции и надлежащего надзора за качеством, гитары часто приходили в магазин с неработающей электроникой, со струнами в сантиметре от грифа, и это было нормой. При этом электрогитары были очень дорогие: стоили больше одной зарплаты среднестатистического инженера, поэтому позволить себе их мог далеко не каждый.
Надеюсь, вы любите музыку так же сильно, как я :) Ставьте лайк, если понравилась статья. Так же буду рада, если вы подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о чарующем мире музыки. Хорошего дня!