В фильме режиссера В. Бортко “ Собачье сердце” снимался по-настоящему одаренный пес по кличке Карай.
Можно сказать жизнь Карая сложилась довольно благополучно, у него была хозяйка, Карай всегда был накормлен и ухожен. Беспризорный период Карай прошел в самом начале жизни. У городских гаражей ленинградка Елена Никифорова однажды увидела двух щенков. В начале она прошла мимо, но потом вернулась, чтобы приютить одного. Вообще то ей приглянулся другой, но на встречу Елене выбежал именно Карай. Его она и взяла к себе в дом.
Через 5 лет после этого случая пес сыграл роль, которая принесла ему всесоюзную известность, а среди партнеров Карая были крупнейшие актеры советского кино: Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Нина Русланова, Роман Карцев…
По сюжету фильма Карай должен был преобразиться в человека, которого сыграл актер из Алма-Атинского театра Владимир Толоконников.
И Карай словно понимал всю ответственность ситуации и звездный час своей собачьей судьбы. Он очень старался, он действительно входил в образ бездомного пса, готов был терпеть все издержки актерской профессии.
Благодаря великолепному составу киногруппы, состоящей из собаки и талантливых людей, получился фильм, которому суждено было стать не просто явлением киноискусства. Он оказал мощное влияние на людей конца 80-ых. Показал пример уверенно звучащего голоса интеллигентного, свободного человека, который не боится высказывать свое честное мнение, совершать поступки, а если надо, признавать ошибки.
Для В. Бортко съемки самого знакового фильма в своей биографии начались со случайной встречи с режиссером Микаеляном, который держал в руках, недавно вышедший журнал “Знамя”. Именно там, спустя 62 года после написания, в Советском Союзе была напечатана повесть Булгакова “Собачье сердце”. Михаил Афанасьевич создал ее в 1925 году. На публикацию повести сразу же был наложен запрет советской цензурой и лично товарищем Каменевым.
В 1968 году произведение с сотнями грубейших огрехов и искажений напечатали за границей. А в июне 1987 года во время перестройки журнал “Знамя” перепечатал произведение вместе со всеми этими ошибками. О неточностях текста станет известно позже, а на момент публикации всех ошеломлял невероятный талант Булгакова, его удивительное социальное предвидение.
Когда у В.Бортко сложилось основание будущей картины, ее костяк, у него ушли сомнения и он перестал делать пробы. Он видел свой фильм наперед, понимал, кто должен войти в актерский ансамбль, звал на съемки тех, кого считал нужным и был уверен в своей правоте. Так без проб в “Собачье сердце” попал Борис Плотников. В фильме он должен был создать образ интеллигентного ученика и ассистента профессора Преображенского, доктора Барменталя.
Одновременно с подбором актеров решался другой вопрос, который был важен для будущего фильма-об атмосфере картины. Как наполнить ее той пронзительностью и тревожностью наступающих новых времен, которые хорошо чувствовались в повести Булгакова. И решение предложил В. Бортко. Он вспомнил черно-белую хронику, которая поразила его в детстве и предложил снять фильм в этой стилистике.
Теперь надо было решить, где снимать картину. У Булгакова все события происходят в Москве. Там в Обуховом переулке на улице Пречистинка жили два дяди Булгакова, врачи. Н.М. Покровский занимался женскими болезнями, а М.М. Покровский занимался болезнями венерическими. Когда Булгаков в 1916 году на неделю приезжал в Москву, он останавливался у дяди, на Пречистинке, 24. Именно эту квартиру Булгаков описал в повести “Собачье сердце”. Во время обеда со своими родственниками, он наслушался новостей о сенсационных экспериментах с омоложением, когда врачи пересаживали пациентам яичники обезьяны. И шли разговоры, что если получится собаке или обезьяне вживить гипофиз человека, то медицину ждут невероятные потрясения.
На Ленфильме было принято снимать Москву, не покидая Ленинграда. Препятствие для съемок было одно, но существенное. В 1987 году снег зимой отказывался выпадать. А снег был нужен для создания ощущения безвремения, настроения отчаяния и безнадежности. И все-таки в феврале 1988 года ударили морозы, снег выпал и растаял через 2 недели. Но этого времени хватило, чтобы снять в Ленинграде всю московскую натуру.
После премьеры, на утро, В. Толоконников встал рано, спустился из гостиничного номера к ближайшему киоску Союзпечати, чтобы прочитать рецензии на фильм. Они там уже были-гневные, разгромные, жестокие.
В. Бортко был спокоен, потому что умел видеть, где творческий провал, а где глухая зависть коллег. 19 ноября 1988 года фильм показали по центральному телевидению. Его сразу же полюбили, потому что он дарил надежду, что на Шариковых можно найти управу, что достойные люди могут за себя постоять. После премьеры “Собачьего сердца” миллионы людей приняли фильм от первого до последнего кадра.