Я начала вести канал в телеграме про женщин в кино примерно полгода назад, так что уже успела сформулировать в первом приближении — о чем он. Это было непросто, но надо же с чего-то начинать.
Моя главная религия — это кино, и в какой-то момент я поняла, что истории про активных самобытных главных героинь сейчас меня волнуют сильнее прочих. Да я и сама пытаюсь придумывать именно такие истории.
На этом пути хочется иметь перед собой хоть какие-то ориентиры, но в отечественной культуре таких примеров раз, два и обчелся.
Ну давайте вспомним хотя бы несколько наших популярных проектов последних лет, где женщина в центре сюжета. Фильм «Я худею»? Сериал «Ольга»?
Все это плюс-минус набор шаблонов о женской фигуре и ее роли в обществе, которые не пересматривались у нас со времён Второй мировой.
Ничего удивительного, у нас же до сих пор и снимают в основном про 40-е.
Конечно, случались и артовые «Как меня зовут», и «Комбинат ”Надежда"», и «Обычная женщина» и ещё, скажем, ряд проектов, где рамки допустимого для женского человека чуть расширялись, но все это скорее капля в море.
Понять как сильно мы отстаём в развитии по этой теме немножко помогает знакомство с иностранными кинематографиями. Нет, не только американскими или европейскими.
Возьмём хоть Южную Корею с Японией, хоть Латинскую Америку — в плохих или гениальных местных фильмах интересные героини, чья жизнь не крутится вокруг домостроя, мечтах о принце и всех оттенков розового, встречаются куда чаще, чем в наших.
Казалось бы, причём здесь кино, оно ведь просто отражает более чем плачевную реальную ситуацию. Что тут можно сделать?
В обратную сторону все это тоже работает. Появление заметных прогрессивных культурных шоу меняют мировоззрение.
И хочется именно такие проекты высвечивать своим крошечным фонариком.
Такие фильмы и сериалы обсуждать и разбирать, такие пилоты переводить. А основанные на устаревшей, консервативной повестке — тоже разбирать и описывать, называя вещи своими именами.
Путь героини ничем не отличается от пути героя, он не проще и не сложнее, и заслуживает не меньшего к себе внимания.
Разумеется, речь здесь будет вестись не только о белых цис-гендерных женщинах, но и ЛГБТК-людях, которые для нашего кино вообще невидимки, людях с особенностями и героях-мужчинах, не бряцающих в кадре своей токсичной маскулинностью.
Долой стереотипы, пусть цветут все цветы новой самобытности.