Найти тему
Путь героини

Что не так с женскими персонажами в российском кино

Я начала вести канал в телеграме про женщин в кино примерно полгода назад, так что уже успела сформулировать в первом приближении — о чем он. Это было непросто, но надо же с чего-то начинать.

Моя главная религия — это кино, и в какой-то момент я поняла, что истории про активных самобытных главных героинь сейчас меня волнуют сильнее прочих. Да я и сама пытаюсь придумывать именно такие истории.

На этом пути хочется иметь перед собой хоть какие-то ориентиры, но в отечественной культуре таких примеров раз, два и обчелся.

Ну давайте вспомним хотя бы несколько наших популярных проектов последних лет, где женщина в центре сюжета. Фильм «Я худею»? Сериал «Ольга»?

Кадр из фильма «Я худею»
Кадр из фильма «Я худею»

Все это плюс-минус набор шаблонов о женской фигуре и ее роли в обществе, которые не пересматривались у нас со времён Второй мировой.

Ничего удивительного, у нас же до сих пор и снимают в основном про 40-е.

Конечно, случались и артовые «Как меня зовут», и «Комбинат ”Надежда"», и «Обычная женщина» и ещё, скажем, ряд проектов, где рамки допустимого для женского человека чуть расширялись, но все это скорее капля в море.

Понять как сильно мы отстаём в развитии по этой теме немножко помогает знакомство с иностранными кинематографиями. Нет, не только американскими или европейскими.

Возьмём хоть Южную Корею с Японией, хоть Латинскую Америку — в плохих или гениальных местных фильмах интересные героини, чья жизнь не крутится вокруг домостроя, мечтах о принце и всех оттенков розового, встречаются куда чаще, чем в наших.

Кадр из фильма «Дефолт» (Южная Корея)
Кадр из фильма «Дефолт» (Южная Корея)


Казалось бы, причём здесь кино, оно ведь просто отражает более чем плачевную реальную ситуацию. Что тут можно сделать?

Кадр из фильма «Наше время» (Мексика)
Кадр из фильма «Наше время» (Мексика)

В обратную сторону все это тоже работает. Появление заметных прогрессивных культурных шоу меняют мировоззрение.
И хочется именно такие проекты высвечивать своим крошечным фонариком.

Такие фильмы и сериалы обсуждать и разбирать, такие пилоты переводить. А основанные на устаревшей, консервативной повестке — тоже разбирать и описывать, называя вещи своими именами.

Путь героини ничем не отличается от пути героя, он не проще и не сложнее, и заслуживает не меньшего к себе внимания.

Разумеется, речь здесь будет вестись не только о белых цис-гендерных женщинах, но и ЛГБТК-людях, которые для нашего кино вообще невидимки, людях с особенностями и героях-мужчинах, не бряцающих в кадре своей токсичной маскулинностью.

Долой стереотипы, пусть цветут все цветы новой самобытности.