Найти тему

Самопознание как основа жизнестойкости.

Оказывается, воспитать личность не так- то просто. Даже не столько «воспитать», сколько «взрастить» жизнестойкую, жизнеспособную личность, с внутренним стержнем, подобно капле Принца Руперта. Хотя и у этой чудесной капли есть свое слабое место, подобно человеческой душе в теле, тем не менее, эта капелька прямо таки стала для меня примером жизнестойкости. Так как же не сломиться духом и телом под гнетом реальности?

Буквально три десятка лет я жила как все и считала себя вполне обычным среднестатистическим землянином. «Как все», не лучше и не хуже. Да только вот дух чего то требовал, неуютно ему было в теле как то. Вроде бы все и хорошо, да только грудь сдавливает, чего-то душу щемит, а что не понять никак.

И тут, год назад совершенно случайно буквально наткнулась на труды малоизвестного психолога, которые призывали познать себя, найти к себе дорожку, подход так сказать. И тут меня осенило, как по щелчку пальцев начал складываться пазл под названием «рост и развитие человеческой личности».

Как бы мы не хорохорились, как бы не утверждали, что русскому народу психология не нужна, как показывает практика, горький опыт нашей страны, со всеми перипетиями вроде революции, затем раскулачиваний, Великой отечественной оставил неизгладимый след в душах наших людей, а заодно нарушил «правильный» ход становления личности.

Выходит, ответ прост. Чтобы стать той самой каплей Руперта, необходимо запустить процесс самопознания.

Психологи рекомендуют для начала покопаться в детстве, ведь большинство проблем и неудач берут своё начало в нашем детстве.

Ведь начало жизнестойкости идет из колыбели, вернее даже из утробы матери. Изначально мама должна отчетливо осознавать, зачем ей нужно материнство, для каких «целей», а в нашей стране последнего столетия детей рожали «чтоб были», ну или, на худой конец, чтоб совсем не вымер наш народ. Это, опять же, цели глобальные. А локальные цели - чтоб таблетку с водой на старости лет было кому подать и тому подобные мотивы. В итоге, ребенок еще не родился, а уже стал должен - стране, людям, родителям. А каково это - расти с постоянными напоминаниями – должник, должен, обязан? Неприятно, а для детской психики и вовсе порой губительно. Ведь, по сути, побег детской души, вместо бережного ухода и полива, живет в постоянных требованиях и напоминаниях о долге, когда, мол урожай нести будешь?

На мой взгляд, прекрасным алгоритмом взращивания потомства является пример братьев наших меньших, представителей дикой природы., где главный алгоритм - родил, накормил, показал пример как жить, отпусти на вольные хлеба. А вопрос долга это уже вопрос чести и совести, как говорится. Если их ребенку не продемонстрировали личным примером, то и требовать нечего.

Вторым ключевым моментом самопознания является поиск личных границ. Без них наша жизнь, да что там жизнь - душа становится проходным двором, заходи кто хочешь, как говорится, а иные еще и плюнуть могут. Поэтому каждый сам для себя обязан понять чего он хочет, а чего нет, как с ним можно, а как нельзя.

И тут большое человеческое «спасибо» советскому прошлому. Ведь стране нужны были массы, а не личность с ее предпочтениями. Работать надо было, экономику поднимать, поэтому личные то границы очень мешали из человека работника делать, а по сути раба. В те времена, отголоски которых и поныне долетают до нас во многих семьях, принято было совать нос во все дела, «все вокруг колхозное», как говорится. Поэтому общество тебе и диагноз поставит, и рецепт выпишет, как тебе дитя воспитать надлежит, как жить, что есть и куда на отдых ходить. В итоге, не о какой пресловутой социализации не может идти речи. Как может договориться с другими тот человек, который сам не знает, кто он и чего он хочет. Вот и вращается такой индивид в стаде таких же индивидов, замечу не в стае, поскольку стая все-таки имеет свою иерархическую структуру, где каждый знает чего хочет и на что способен.

Ну и наконец, третий момент в формировании жизнестойкости-мораль, или, если ее нет- дисциплина. Дисциплина, как известно, свод правил из разряда «туда не ходи, сюда ходи, так не делай, так делай» и тому подобные предписания. Мораль же, напротив, не выписывая директивой, объясняет человеку природу и суть вещей, исходя из которых человек самостоятельно принимает решение - быть хорошим или плохим.

Таким образом благодаря самопознанию, человек обретает себя, находит путь к себе, определяет свои внешние и внутренние границы, благодаря чему становится менее уязвимым в обществе. А благодаря морально-нравственным ценностям укрепляется в своей стойкости и становится полезным членом общества.