"Режиссёр – это непосредственно Колумб.
Он хочет открыть Америку, а вся команда
хочет домой"
Ф. Фелини
Тяжело представить человека, который если не знаком с творчеством легендарного режиссера, то хотя бы никогда не слышал его имени. Его картины уникальны, захватывающие и вызывающие. Сам режиссёр единственный в мире кто удостоен за свою работы четырех наград «Оскар» в номинации «лучший иноязычный фильм».
Мало кто знает, что именно произведения Ф. Феллини ввели в обиход речи выражения как «папарацци» и «дольче вита». На киноязыке режиссер сумел так же ввести новые приемы –именно он первый отказался от каких-либо визуальных манипуляций при переходах от «реальных» событий к сновидениям или мечтам, воспоминаниям.
Ф. Феллини был известным выдумщиком и мистификатором, что даже из своей собственной жизни создал легенду. Конечно, если учесть, что он рос и формировался в предвоенные и военные годы, то можно понять, что его характер был далеко ни прост.
Путь к тому что бы стать режиссёром проходил через работу карикатурщика и писателя коротких отрывков для выступлений в ночных клубах, сценариста рекламы и работы страховым агентом. Когда будущий гений переехал в Рим в 1938 г., то жить ему приходилось недалеко от вокзала в дешёвых комнатах, а его соседями стали проститутки, бандиты и различные торговцы, но возможно именно этот период жизни позволил подарить нам киношедевры.
Основным местом работы в период с 1938 г. по 1942 г. стал популярный юмористический листок «Марк Аврелий» (антифашистский). Именно работа в данном месте привела Ф. Феллини к тому, что он начинает писать сценарии. В 1940 г. будущий великий режиссер пишет комические отрывки, которые исполняет известный в Италии комик Макарио.
После чего Ф. Феллини становится сценаристом. В 1943 г. на радио начинается трансляция весёлых передач про жизнь влюблённых Чико и Полины, автором которых так же был Ф. Феллини.
В 1945 г. он совершенно случайно выступил в качестве одного из сценаристов фильма «Рим, открытый город", над которым работал совместно с Серджо Амидеи и Росселлини . Этот фильм принес ему славу как сценаристу, а также считается, что с этого фильма начался такой жанр, как неореализм в итальянском кинематографе. Но также, в этом фильме Ф. Феллини был не только сценаристом, но и помощником постановщика, в последствии он работал еще на нескольких картинах своих друзей в качестве помощника режиссера.
Описать все творчество великого гения будет крайне тяжело, поэтому я предлагаю остановиться на основных и самых значимых работах.
В 1952 г. и 1953 г. выходят первые самостоятельные фильмы «Белый шейх» и «Маменькины сынки», которые сняты так же в стилистике неореализма (на тот момент стиль уже стал культовым течением итальянского кинематографа).
Основной фокус направлен на черты личности героя. Как правило герои представлены карикатурно, негативные и позитивные моменты значительно преувеличены. Уже в этих фильмах режиссер показал свою любовь к карнавалу. Очень часто гений использует в своих работах прием, когда герой может проявить свою сущность лишь надев маску.
1954 г. принес режиссёру первый «Оскар» за фильм «Дорога», который в Европе прошел практически незаметно, зато поразил зрителей США (прокат в кинотеатрах длился больше трех лет).
Одним из самых знаковых фильмов можно назвать "Ночи Кабири". Фильм дает оценку отношений между людьми в обществе, и показывает трагедию одиночества и потребность в любви в любой жизненной ситуации. Все вышеперечисленное делает фильм актуальным и в сегодняшнее время. Этот фильм так же приносит режиссеру «Оскар».
Еще один из своих лучших фильмов Ф. Феллини снял в 1960 г. - это «Сладкая жизнь». По сути это философские размышления об обществе в целом и об итальянском в частности, переживающем «экономическое чудо» после нескольких лет нищеты. Многие решили, что гений противопоставляет жизнь бедняков к жизни в роскоши, которая несет легкость и беспечность.
Но сам Ф. Феллини был против этой трактовки своей работы –он напротив хотел показать, что получать удовольствие от жизни можно вне независимости от положения в обществе. Фильм получил резонансную оценку, особенно много негодования было в Ватикане так как на экране что была показана сцена со стриптизом.
Вообще во всех фильмах Ф. Феллини оставлял частичку себя. Это неудивительно, если учесть, что он был не только режиссером, постановщиком, но и сценаристом почти всех своих фильмов.
Гений Ф. Феллини признан всем миром, свой последний и почетный «Оскар» за вклад в кинематограф он получил за полгода до своей смерти в 1993 году.
Джеральд Маст (известный киноисторик) считал , что основным мотивом режиссера была борьба духовности и чувственности. Но больше всего под описание подходит мнение Андре Базена: «мир Феллини – «это драматургия поставленного под вопрос спасения души, а события всегда служат совершенно случайными инструментами для поисков души».
Читайте также:
Микела́нджело Антонио́ни – поэт отчуждения
Кино по-итальянски. Этапы и история итальянского кино