...возможно она была не в своем уме, но всегда брала с собой топорик, которым крушила весь алкоголь, что попадался под ее тяжелую руку. Она знала свою цель и добилась желаемого. Она была не такой, как все, и оставила свой след в истории Америки.
Кэрри Нейшн — это отдельная глава в американской истории борьбы с алкоголизмом. Благодаря ее упорству и бесстрашию ее топорное бунтарство переросло в настоящую революцию, которая внесла поправки в конституцию страны. В ее честь названа одна из автомагистралей в штате Канзас, которая украшена изображениями топориков, что служило неким символом Кэрри Нейшн.
Уже в конце XVIII столетия в Америке начались первые движения протеста, направленного против алкогольной продукции. Но наиболее активным этот процесс стал после окончания Гражданской войны. В 1869 году была образована партия Сухого закона. Женщины становились более активны в жизни общества, и в 1874 году был создан Женский христианский союз за воздержание. В 1893 году была начала свою деятельность Антисалунная Лига Америки, после чего американский крестовый поход за трезвость стал резко набирать обороты. Антисалунной она была потому, что салун был олицетворением всех пороков американского общества. Число ее последователей активно увеличивалось, а популярность добавляли некоторые крайне харизматичные лидеры, одной из которых была Кэрри Нейшн.
Не смотря на то, что Кэрри Нейшн является почти национальным героем американского народа, ее личность была весьма спорной и противоречивой. Историки, психологи, исследователи и современники оценивали ее крайне неоднозначно. У нее имелись явные проблемы с психическим здоровьем. Некоторые исследователи ее жизни обосновывают имевшуюся у нее склонность к агрессии "сексуальной неудовлетворенностью" и негативным психологическим опытом раннего детства. Другие наоборот не склонны объяснять ее нестандартные методы борьбы психологическими причинами. Судя по ее внешнему виду на фото тех времен, в совокупности с методами ее действий, вполне можно предположить, что нрав у Кэрри был крайне суровым. Но ее немногочисленные друзья свидетельствовали о ней, как о нежной, заботливой, любящей и щедрой женщине, которая всю свою жизнь не отказывала никому в помощи. Еще о ней говорили, что она не была лишена чувства юмора и самоиронии, но при этом была очень требовательна к себе и другим. Верится в это, конечно, с трудом.
Кэрри Мур родилась 25 ноября 1846 года в сельской местности, штате Кентуки, в семье Джорджа и Мери Мур. Ее отец был преуспевающим владельцем рабовладельческой плантации. Мать Кэрри страдала психическим расстройством, считая себя английской королевой, поэтому некоторые исследователи склонны предполагать, что психологические проблемы Кэрри имели наследственный характер.
Когда началась гражданская война, семья Кэрри переехала в Техас, где в 1867 году, несмотря на возражения родителей, Кэрри вышла замуж за доктора Чарльза Глойда. Он страдал алкоголизмом. От этого брака родилась дочь Шарльен. У девочки сразу же были выявлены проблемы со здоровьем, которые мать связывала с алкоголизмом отца. Брак был несчастливым, и Кэрри ушла от мужа.
Кэрри получила сертификат учителя, некоторое время работала в школе, но была уволена. Финансовое положение резко пошатнулось. К счастью она встретила доктора Дэвида А.Нейшна. Он был старше ее на 19 лет. А еще он был адвокатом и редактором газеты. Они сочетались законным браком и, решив заниматься сельским хозяйством, купили большую хлопковую ферму. Но полное отсутствие опыта ведения сельскохозяйственного бизнеса быстро привело их к разорению. И как это водится в американских семьях, они принялись путешествовать по стране. Они пытались обосноваться в Техасе, потом в Миссури, и, наконец, в 1889 году чета Нейшн решила остаться жить в небольшом городке Медисин Лодж в штате Канзас. Супруг Кэрри вдруг понял, что обладает даром убеждения и стал проповедником местной "Церкви Христа". Миссис Нейшн вступила в местное отделение Женского христианского союза за воздержание. Ее активный образ жизни и принципиальная позиция быстро позволили ей стать президентом этого отделения. Кроме этого она служила евангелистом от Союза в тюрьме, преподавала в местной церкви, проявляя внимание и заботу к бедным и нуждающимся. А потом и она в след за мужем тоже поняла, что проповедовать - ее призвание. Проповеди мужа ее не совсем устраивали, и она принялась сначала их корректировать, а потом и вовсе писать тексты. Все они, естественно, были направлены на борьбу с алкоголем и табакокурением. Выступления супруга она тоже контролировала, наблюдая за ними с первого ряда во время проповеди. Она "дирижировала" его выступлениями - подсказывала, в каких местах чтения проповеди ему необходимо повысить голос или понизить, говорить медленнее или быстрее. Началом и окончанием проповеди руководила тоже она, прилюдно заявляя мужу о том, что на сегодня он все сказал и ему пора уходить. Возмущения супруга в расчет не шли, Кэрри его не слушала, она лучше знала, как надо и спорить с ней не следует! Она утверждала, что была крещена Святым Духом и теперь получает информацию непосредственно от Бога, видения которого у нее регулярно случаются. Радикализм Кэрри и ее поведение в церкви стали вызывать беспокойство прихожан "Церкви Христа", к которой она принадлежала, и в 1892 году "Церковь Христа" отлучает ее.
Но расстраиваться Кэрри было некогда, так как уже в следующем году в Канзасе была принята поправка к Конституции: запрещены производство и продажа алкогольных напитков кроме тех, которые могли потребляться в лечебных целях. Но народ Америки и не собирался соблюдать этот закон. А значит, у супругов Нейшн появилось много работы: они начали активную агитацию за его соблюдение. Начало было вполне скромным и их протесты были достаточно мирными. Они приветствовали барменов словами: "Доброе утро, разрушители человеческих душ", пели на пороге салуна гимн или молитву вместе с другими членами Женского христианского союза за воздержание...
Но 5 июня 1900 года случилось "чудо": Нейшн "получила божественное благословение". Как рассказывала она сама, голос свыше велел ей идти в городок Киова, в штате Канзас, взять в руки какой-нибудь предмет и начать крушить салуны. Конечно, она не могла ослушаться приказа Божественного провидения и отправилась в Киову. Там она зашла в салун и с порога заявила: "Господа, я пришла, чтобы спасти вас от участи пьяниц". А потом начала разрушать все вокруг себя, уничтожая алкоголь. То же самое она проделала в двух других салунах города, используя палки, а бутылки и бильярдные шары в качестве снарядов. Хотя местные власти и пришли в недоумение от выходки Кэрри, но в тюрьму за свои разбойные действия она не попала, т.к. салуны торговали запрещенным алкоголем. А значит, и обвинить ее было не в чем.
Это и стало началом ее многолетней погромной деятельности. По легенде однажды муж предложил ей, вероятно пошутив, использовать топор, чтобы разгромные последствия были более масштабными, на что она якобы ответила: "Это самое разумное, что Вы сказали после того, как женились на мне ".
Экстравагантная и радикальная деятельность Нейшн уже очень скоро стала обсуждаться по всей стране. В Америке принято считать, что ее погромные действия произвели больший эффект, чем политика церкви и других организаций. С 1900 года по 1910 год ее арестовывали более 30 раз.
Под ее топор попадали не только салуны с алкоголем, но и аптеки, в которых легально и по рецептам продавался спирт в медицинских целях. Иногда она нападала и на самих продавцов алкоголя. География ее топорных протестов охватила всю страну. С топором она побывала в салунах не только мелких городков, но и американских мегаполисов. Однако, всё меньше ее действия соответствовали воздержанию, и все больше воспринимались как открытая агрессия.
Не удивительно, что муж не одобрял такой агрессивный азарт своей супруги и ее вечную занятость топорными погромами. Детей в их браке не было - Кэрри жестко осуждала сексуальные контакты между супругами и "похоть в браке". Он подал на развод с мотивировкой "по причине ее жестокости и пренебрежения домашними обязанностями", и в 1901 году они были разведены.
Гнев Кэрри вызывали не только производители, торговцы и потребители алкоголя. Она выступала против использования алкоголя даже в религиозных или медицинских целях, табакокурения, иностранных продуктов питания, богатой одежды, корсетов, юбок "неправильной длины". Эти товары она подвергала злым насмешкам, а их покупателей осыпала оскорблениями. Президента Уильяма Маккинли она считала скрытым алкоголиком и, не таясь, заявляла, что его убийство в 1901 году было вполне заслуженным, как это и должно быть, по ее мнению, со всеми пьющими людьми.
Кэрри стала общенациональной звездой борьбы за трезвость. Она зарабатывала на своем имени, используя его как раскрученный бренд, выступая на эстраде, продавая фотографии и миниатюрные сувенирные топорики. Она издавала выходивший дважды в неделю бюллетень "Почта крушителя", газету "Топор", опубликовала автобиографию - антиалкогольное и феминистское произведение, в котором Керри выступает за свободу и равноправие женщин, рассматривая их как залог свободного и стабильного общества. "Свободные люди должны быть сыновьями свободных женщин. Чтобы возвысить мужчин, вы должны сначала возвысить женщин" - говорила она.
Она активно путешествовала и никогда не прекращала свою пропаганду трезвости. В конце своей жизни она переехала в штат Арканзас, город Эврика-Спрингс. Она говорила, что это тихое место напоминает ей о полюбившейся во время путешествий Шотландии. Ее большой дом был одновременно пансионатом и школой, которую она называла "Национальным колледжем". Но это не был настоящий колледж в традиционном понимании, и обучение там не соответствовало данному уровню учебных заведений, однако Кэрри это не смущало. Здесь она прожила до самой своей смерти в 1911 году. Ее дом в Медисин Лодж в 1950 годах был выкуплен Женским христианским союзом за воздержание и стал Национальным историческим памятником американского народа.
17 декабря 1917 года 18-я Поправка к Конституции США узаконила национальный запрет на продажу алкоголя.
А уже 5 декабря 1933 года 21-я Поправка к Конституции США отменила Сухой закон и ранее принятую 18-ю Поправку.
Всем спасибо за внимание!
Благодарю за ваши лайки и подписки!
До новых встреч в "Играх Разума"!