По указу о престолонаследии 1722 года, государь мог сам выбирать следующего правителя, однако то, как Петр умер неожиданно, в страшных мучениях. Он этого сделать не успел и возникла ситуация, кого поставить на место императора.
По большому счёту, это были дочери Петра I, но дело в том, что они родились ещё до брака. Если же брать по отцовской линии, оставался только сын. Здесь проблема даже не в том, кто претендовал на престол, а в том какие силы стояли за этим.
И здесь мы видим два расклада, первое, это старая Петровская гвардия. Это прежде всего конечно Меньшиков, это Головкин, это Остерман.
А второе, это родовитые, прежде всего две фамилии: Долгорукие и Голицыны. Ситуация осложнялась тем, что помимо столкновение вот этих двух частей родовитых и не родовитых, армия и гвардия тоже представляли собой достаточно одну конструкцию.
Учитывая, что армией командовал брат Дмитрия Голицына, Михаил Голицын, то реально страна стояла перед гражданской войной. Тем не менее выбор сделан был первоначально гвардией, которая посадила на престол Екатерину. Здесь большую роль в этом государственном перевороте сыграл Меньшиков.
Компромиссным выходом из этой ситуации стало создание в 1726 году Верховного комитета. Или комитета верховников, как его еще называли, куда вошли представители как нового элитного образования при Петре, так и представители старой знати.
Возвращаясь к истокам всего этого, напомню вам, что сам термин «эпоха дворцовых переворотов» вошел в обиход с лёгкой руки Василия Осиповича Ключевского.
А мне очень нравится, высказанная одним из западных историков того времени, формула о том, что мы имеем дело с некоторым вариантом в кавычках ограниченной монархии.
Это деспотизм ограниченной цареубийством. Вот такая специфическая модель управления, когда единственным ограничением самовластия абсолютной власти государя императора.
Эпоха переворотов хронологически отсчитывается с 1725 года, года смерти Петра Великого до 1862 года, до восшествия на престол Софии Фредерики.
Нам известная, как на Екатерина Великая. Всё, что делал Павел, чтобы предотвратить очередной переворот, оказалось бесполезным, и убийство Павла тому свидетельство.
Кроме того, некоторые авторы считают, что можно рассматривать как попытку гвардейского переворота, события на Сенатской площади и выступления декабристов на юге Украины.
То есть, это якобы была последняя попытка гвардии оказать давление на власть. В период, когда возникла ситуация с принятием присяги, Николаю Первому.
В период Анны Иоанновны, гвардия состояла из дворян. Это были дворяне рядовые и нерядовые, которые проходили службу как офицерами, так и солдатами. То есть рядовые в Гвардии были дворянами.
Дело в том, что гвардия не подчинялась военной коллегии. Подчинение военной коллегии для гвардии связано только с Павла. И ещё один момент немаловажный, гвардия имела коллегиальное управление по принципу коллегий.
Это коллегиальное управление сохраняется до Александра III. Что это значит? Это значит, что решение принимал совет того или иного гвардейского полка и более того, во главе с командиром этого полка или шефом.
Как правило, это были император и члены императорской фамилии. Что ставило гвардию в особое положение и более того, я уж не говорю о Петре Первом, который знал в лицо всех своих потешных солдат.
В общем-то говоря, офицеры и солдаты, сержанты, они были на виду императрицы. И узнаваемы в лицо, соответственно это гвардия, так или иначе должна была чувствовать некую ответственность за судьбу династии. Что происходит при Анне Иоанновне?
Она пытается изменить социальный портрет гвардии. Во-первых, она не заставляет теперь дворян быть в армии рядовыми.
Теперь с открытием учебных заведений, дворяне обучаются там на офицерские должности и могут не проходить службу в гвардии рядовыми. Этим она получает некую гарантию от гвардейских переворотов.
Другими словами, она всеми способами пытается себя застраховать. Но жизнь оказалось намного сложнее, когда на престол была возведена Елизавета Петровна. Очень любопытно посмотреть на социальный состав тех 38 гвардейцев, которые это сделали.
Всего лишь 17% дворян. Гвардия, которая состоит из выходцев почти всех сословий, из духовенства, из мещанства, тем не менее она продолжает играть свою политическую роль.
Более того, я предполагаю, что с приобретением сословности гвардия получила больше прав на решение политических проблем, политических вопросов.
Обосновывая это тем, что имеют всесословный характер. Это отражает интересы не только дворянского узкого слоя, противопоставляя себя аристократическим деятелям, но и интересы слоев государства Российского.