Долгое время над моей подростковой кроватью помимо богородицы, повешенной бабушкой, был пришпилен огромный англоязычный постер «Gone with the wind», где Кларк Гейбл несёт на руках Вивьен Ли на фоне полыхающих земель Юга. Кажется, мне его ещё до школы (!) подарила подружка, чей папа работал в авиакомпании.
Удивительным образом икона и плакат отражали единый ценностный ряд (правда, не до конца мой). Бабушка обожала роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и, конечно же, одноименный легендарный фильм. Когда его транслировали по телеку, и показ заканчивался далеко за полночь, мне было позволено лечь спать сильно позже обычного (бабушке нужна была компания).
В свои 14 (да и сильно позже) я обожала эту нахалку Скарлетт. Тем интереснее взглянуть на неё, как говорится, «новым вооруженным взглядом».
По вышеупомянутому постеру, пожалуй, можно было бы написать диссертацию по репрезентации традиционного мира и отношений в нем.
Вот разгул безжалостной стихии, вот сильный брутальный мужчина спасает слабую сексапильную барышню (и ощущение, что даже на пожар она надела своё лучшее декольте). Но в случае со Скарлетт мы знаем, что эта картинка на значительную долю обманчива.
Мисс О’Харра разительно отличалась от традиционных героинь толстых романов: яркая, активная, смелая, острая на язык. Но при этом плоть от плоти патриархата — умеющая манипулировать мужчинами, быть милой и привлекательной для них, выстраивающая свою стратегию получения любых ресурсов не напрямую, а через представителей «сильного пола» (что, разумеется, было более, чем ок для того времени и места). Само собой, мизогиния — ее второе имя, внешне воплощённое в конфликте Скарлетт с Мелани.
Окажись она в наших реалиях, наверняка была бы в рядах самых непримиримых противников феминизма, высмеивая его активисток и поддерживая власть БЦМ.
Но как минимум кое-что в ней есть из того, что мне до сих пор нравится в современных героинях: смелость нарушать правила, устойчивость к осуждению в дурновкусии и попросту отвержению «культурным большинством».
Она великолепный пример парадоксального персонажа, сочетающего в себе осколки двух разных вселенных и бесконечно изживающего зияющую пропасть между ними.
Вот что пишет про Скарлетт психолог Татьяна Салахиева-Талал в своей книге «Психология в кино: создание героев и историй» (дичайше всем рекомендую):
«... Яркая нарциссичная Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром» раз за разом разрешает конфликт между отношениями и успехом в сторону последнего. Это позволяет ей преодолевать сложнейшие препятствия и пережить войну, взвалив себе на плечи заботу обо всех своих близких.
Скарлетт не просто выживает в кризисный период, а выходит замуж за самого блестящего мужчину, управляет бизнесом, живет на широкую ногу… и думает, что всю жизнь любит Эшли. Но эта любовь оказывается химерой, поскольку героиню тянет к Эшли в силу его недоступности, и Скарлетт, привыкнув добиваться своего, преследует его в попытках удовлетворить свои нарциссические амбиции. Окруженная многочисленными поклонниками, она всегда одна, и сердце ее остается холодным.
В итоге неразрешенный внутренний конфликт приводит героиню к драме в финале, когда она осознает (слишком поздно), что давно уже, сама того не подозревая, впустила Ретта в свое сердце, и Скарлетт остается одна в огромном доме, а Ретт уходит в туман. Финальная сцена очень символична: шикарный дом как нарциссический фасад снаружи и одинокая, мечущаяся героиня внутри».