Найти тему
Мир другими глазами

Бог Род. Создатель мира

Бог Род. Один из самых неизученных богов славянской мифологии. Чаше всего имя Рода упоминается вместе с Рожаницами - существами женского пола, которые определяют судьбу ребёнка при его рождении. Известны рожаницы преимущественно у южных славян. Отдельные упоминания о судженицах встречаются у чехов, словаков и в западноукраинских областях.

Художник Игорь Жиганов
Художник Игорь Жиганов

Академик Рыбаков придерживался версии, что Род - один из главных божеств славянского мира, создатель всего живого и сущего. Рыбаков критиковал тех исследователей, которые отождествляли Рода с домовым, наделяя бога функциями защитника и благодетеля дома, говоря о том, что домов (и домовых в них) много, а бог Род - один.

Какие же упоминания в летописях мы можем найти?

Греческий оригинал «Слова Св. Григория об идолах (XII ст.)» посвящён развенчиванию античных культов богини-матери и бога-сына, празднование этих культов в вольном переложении русских книжников было названо родопочитанием. Сам пересказ начинается с привязки к античным образцам:

Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне — Коруна же является матерью антихриста — и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы (то есть Дионисе, рожденном, как известно, из Зевсова бедра). И недоношенный плод (почитают) и Гермафродита … Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу — Роду и Рожанице…

«Слово Св. Григория об идолах (XII ст.)» ещё более стремится к развенчиванию «Рода и Рожаницы» (речь идет о тех, которые почитают нижеперечисленных богов):

…проклятого же Осирида (то есть Осириса) рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога… А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам Роду и Рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида. О том же Осириде повествует книга лживая и скверная сарацинского жреца их Мохамеда и Бохмита проклятого, что он родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом… Оттуда же начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: вот и славяне начали ставить трапезу Роду и Рожаницам — ещё до Перуна, бога их; а прежде того клали требы упырям и Берегиням.

Упоминают Рода и другие русские книжники. Так, например, рукописный комментарий к Евангелию XV века, «О вдуновении духа в человека», противопоставляет Рода самому христианскому богу:

То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть творец бог, а не род

По Б. А. Рыбакову эта цитата свидетельствует о первенстве Рода в славянском пантеоне, аналогичном безоговорочному первенству и единству монотеистического бога иудео-христианской традиции.

В «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос:

не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?

Слависты конца XIX — начала XX века стали на ту точку зрения, что Род — собственное имя забытого славянского бога.

Художник Максим Кулешов
Художник Максим Кулешов

А что же нам говорят современные последователи языческой веры?

По их мнению Род является создателем и творцом мира, прародителем первого поколения божеств, называемых богами-отцами. Он является причиной всех причин, основателем мироздания, первичной творческой силой, первомыслью и источников всего. Род бесконечен и превосходит понятия времени и пространства.

Язычники, говоря о Роде, так же вспоминают о некоем мировом яйце – символе первичного мира, общем для множества культур. Считается, что до проявления в акте творения Род пребывал в некоем мировом яйце, превосходящем пределы материального мира. Это яйцо – символ зарождающегося мира, вынашиваемого божественной силой. Когда яйцо раскалывается, из него возникает мир – небо и земля. Считается также, что вне Рода нет никакого бытия, так же как и небытия. Другими словами, бог Род вездесущ и вневременен. И все, что можно помыслить, пребывает в нем. И ничего нет такого, чтобы его превосходило или было от него отделено.

Род и Рожаницы
Род и Рожаницы

Подытожить хочу собственной точкой зрения, весьма схожей с современным неоязычеством: думаю, что Род - некое существо, не имеющее образа в мифологии славян, отвечающее за весь мир в его масштабном смысле (космос).

Что ж, на сегодня всё. Следите за Миром другими глазами, в котором так много интересного.