Причина неблагополучия детей видится так же и в неполной семье, т.е. отсутствии одного из родителей. По результатам нашего опроса, с матерью и отцом живут 71,6 % обычных школьников и 37% - «проблемных». Большинство детей в неполных семьях живут только с матерью. Стоит отметить, что в настоящее время отношение к разводам существенно изменилось. Трансформация семейных отношений сделала развод нормальным явлением. Рождение детей вне брака так же не вызывают теперь серьезного осуждения со стороны общества.
В Беларуси ежегодно рождаются около 22% детей вне брака. На каждую тысячу браков ежегодно около 403 разводов.Среди тех ребят из контрольной группы, которые живут только с матерью, вообще не общаются с отцом – 27%, общаются несколько раз в год – 20,4%, несколько раз в месяц – 13,8%, каждую неделю или почти каждый день – 38,5 %. Среди детей из неблагополучных семей вообще не общаются с отцом 49%.
Эксперты так же указывают на педагогическую безграмотность взрослых, т.е. во многих вопросах воспитания собственных детей родители просто не компетентны. Это явление можно объяснить увеличивающимся разрывом между поколениями в культурном и информационном аспектах.
Среднее и младшее поколения в семье не имеет общих интересов из-за усиливающихся темпов развития, прежде всего в моде, технической сфере, информационных технологиях и т.д. существенное влияние на снижение родительской компетентности в вопросах воспитания оказывает полное преобладание нуклеарной (т.н. состоящей из двух поколений) семьи. Дети все реже остаются под присмотром бабушек и дедушек: родители, как правило работающие, чаще перекладывают эту функцию на детские учреждения.
Наряду с социально дезадаптированной специалисты так же выделяют некомпетентную семью. Это определение подчеркивает в первую очередь неумение родителей взаимодействовать с детьми, видеть перспективы их развития, неспособность понять истинные потребности ребенка и создать возможности для их удовлетворения и т.д.
Важной составляющей родительского воспитания является собственное поведение родителей, которое сознательно или несознательно перениматься детьми. Подростковый возраст – это период собственных исканий, отрицаний и конфликтов, однако родительский пример все же должен сохранить свою роль в становлении личности. Обратимся к вопросу, кого школьники считают своим идеалом, примером для подражания.
После распределения ответов на этот вопрос, стоит обратить внимание на низкий авторитет отцов в обеих сравниваемых группах 28,6%, 23,5%), а так же на заметную разницу в отношении респондентов к матери (43,8% и 27,5%). Около четверти отпрошенных считают, что у них нет идеала (25,5% и 27,1%).
В ответах можно проследить следующие тенденции: мальчики в обеих сравниваемых группах почти одинаково воспринимают в качестве примера для подражания как мать, так и отца. Однако мальчики из обычных семей хотят быть похожи на родителей в большей степени. Для девочек пример матери более значим, чем пример отца, но дети из «неблагополучных» семей называли мать в качестве идеала в три раза реже, чем обычные школьницы. 34,1% респондентов из неблагополучных семей выбрали вариант «нет идеала». Полученные результаты косвенно подтверждают тезис о негативных последствиях женской эмансипации для семьи, детей и, в первую очередь, дочерей. Они проявляются в женском алкоголизме, отказе от выполнения своей социальной роли, пренебрежительном отношении к домашним обязанностям и воспитании детей.
Подрастающее поколение, несомненно, будет строить свою собственную семью во многом по образцу родительской, но, возможно, с учетом ее ошибок. Мы поинтересовались у детей, хотят ли они в будущем иметь такую же семью. Дети из категории «проблемных» в большинстве видят свою собственную семью иной, чем родительская (71,1%). Такого же мнения придерживаются и почти треть обычных школьников (29,6%).
В настоящее время общество и государство уделяют много внимания демографической безопасности страны. Преобладание одно- и двухдетной семей грозит сокращением численности населения и другими проблемами. Среди обычных школьников единственными детьми в семье оказались 32,7% респондентов, двое детей в семье – 53,1%, трое и более – 13,2%. В связи с этим на вопрос : «Сколько детей, по вашему мнению, должно быть в семье?». 9,9% - один ребенок, 70,4% - двое, 18,3 % - трое и больше. Это ответы детей из благополучных семей. В группе детей из «проблемных» семей ситуация выглядит по-иному. Почти половина из них (46,5%) родились в семье, где трое и более детей, в семье с двумя детьми – 31,1%, с одним ребенком – 22%. Считают, что в семье должен быть один ребенок – 12,1% опрошенных.
Однако, по нашему мнению, многодетность сама по себе не выступает фактором неблагополучия семьи. Просто некоторые женщины рожают детей ради получения пособия или в результате «случайной» беременности.