Найти тему
Живая история

Первый крестовый поход. Под стенами Антиохии.

https://i.pinimg.com/564x/b7/ce/16/b7ce16e159cd7e77a26fa4c86da01361.jpg
https://i.pinimg.com/564x/b7/ce/16/b7ce16e159cd7e77a26fa4c86da01361.jpg

К предыдущей части.

Как уже было сказано, рыцари везли с собою своры охотничьих собак и ловчих птиц. И теперь «соколы и другие ловчие птицы, составлявшие радость знатных и благородных господ, околевали от жажды и жары на руках тех, которые носили их, и собаки, приученные к охоте, падали у ног своих хозяев. В то время, когда все были мучимы таким страшным бедствием, показалась вода той реки, которую так искали и так страстно желали. Все бросились к тому месту, и в толпе, бежавшей вдруг, каждый старался опередить другого; никто не обнаружил умеренности, и множество людей и животных пострадало и, наконец, погибло от излишества в утолении жажды».

Один отряд крестоносцев отделился от главных сил и направился по извилистым горным тропам. Вскоре обнаружился острый недостаток съестных припасов. «Лошади, лишенные корма, с трудом передвигали ноги и не могли на себе нести всадников. Но горы остались, наконец, позади. Главные вожди разбили свои палатки на хорошем месте, среди лугов. Утвердившись там, сложив своё оружие и добычу и видя перед собой лес, наполненный дичью, они взяли свои луки и колчаны, подпоясались мечом и отправились искать дичи, пустив вперёд своих собак». Так. рыцарские ополчения совершали свой путь на восток, в Сирию и Палестину.

Антиохия лежала в долине реки Оронт. Во время крестовых походов она была значительным городом, удобно расположенным недалеко от Средиземного моря. Город был защищён рекою и болотом, а также труднопроходимыми горами. «Он занимает в длину протяжение в 2 мили, — писал участник крестового похода, —и до того укреплён стенами, башнями и выступами, что не боится никаких усилий машин, ни приступа людей, хотя бы против него вооружился целый мир». «Стены, и без того высокие, были ещё защищаемы рвом и болотами, так что если хорошо охранять городские ворота, то об остальном нечего было беспокоиться».

Войско крестоносцев расположилось возле Антиохии лагерем. Так как каждый заботился о своих личных интересах и устраивался, как хотел, то часть войск распылилась, захватив окрестные замки и городки. Но оставалось ещё много народу под Антиохией. В лагере общего командования не было. Каждый разбивал свои палатки, где он находил нужным, не считаясь с общими интересами осаждавших и военной целесообразностью. Продовольственное положение осаждавших в начале осады было весьма благоприятным. Крестоносцы сначала имели в изобилии съестные припасы, так что у быка вырезывали на жаркое самые лучшие куски мяса, остальное бросали собакам.

У осаждавших происходили частые стычки с осаждёнными. Временами при этих вылазках возникала опасность даже для самого лагеря осаждавших. Зато в случае победы крестоносцы захватывали богатую добычу. «Стоило в то время посмотреть на наших бедняков, — пишет участник похода, — как они возвращались в лагерь после победы. Одни бегали по палаткам, ведя за собою несколько лошадей, и показывали товарищам всё, что может утешать их в крайности; другие, надев на себя три-четыре шёлковых одежды, прославляли бога, даровавшего им победу и эту добычу; иные, неся на руке три-четыре щита, выставляли их напоказ в знак своего торжества».

Осада Антиохии затянулась. Положение крестоносного лагеря значительно ухудшилось, так как безрассудная трата продовольствия, которое имелось в окрестностях города в первые месяцы осады, привела к полному истощению запасов у окрестного населения; крестоносцы стали голодать.

«В лагере, пишет участник похода, — недостаток дошёл до того, что одному человеку не хватало в день хлеба на два солида ( золотая монета), и все прочие припасы продавались также дорого. Бедные начали покидать лагерь; многие из богатых, опасаясь бедности, также ушли; а те, которые по чувству долга продолжали оставаться, видели с грустью, как их лошади околевали ежедневно с голоду; соломы было мало, а сено было так дорого, что для корма одной лошади на ночь не хватало семи и даже восьми солидов».

Герцогу Боэмунду удалось подкупить одного из командиров турецкой армии, защищавшей Антиохию. Заранее подготовленный отряд рыцарей подошёл ночью к башне, которую охранял предатель. От него было получено сообщение: «Подождите, пока пройдёт фонарь». (Во время осады в течение всей ночи ходили по стенам Антиохии три-четыре человека с фонарём, чтобы поддерживать внимание стражи.)

Когда люди с фонарём прошли, крестоносцы приставили заготовленные заранее лестницы к стенам и начали подниматься наверх. Затем открыли ворота, и в город вошли главные силы; началась резня на улицах. Участник похода, описавший борьбу за овладение Антиохией, писал: «Мы не можем с точностью определить, сколько пало сарацин и турок, и было бы жестоко рассказывать о видах смерти, которыми они погибали или были подвергнуты. Трудно также сказать о количестве добычи, которая была собрана внутри Антиохии; представьте себе, сколько можете, а к этому ещё прибавьте».

Часть четвертая. Продолжение в следующей части.