Вредного всем дня!
Сегодня поговорим о собаке как о серьезном элементе русской культуры.
Собака была важным элементом быта русского человека. Выведенные из волков, они стали человеку верными друзьями и охранниками дома и домашнего скота и до сих пор остаются одними из самых любимых домашних животных в России.
На первый взгляд может показаться, что собак в славянском пантеоне богов нет, это утверждение не вполне верное. В некоторых источниках упоминается божество Семаргл, которое, согласно одной теории, входило в славянский пантеон при князе Владимире, а согласно другой – является названием капища, где устанавливались идолы другим богам. Семаргл был важным элементом славянской культуры и поэтому, очевидно, уважение к собакам отличает древнюю Русь от некоторых других культур, где это животное считалось грязным.
Довольно знаковой в мифологии является т. н. Дикая Охота. Сам концепт, вероятно, был позаимствован славянами у древних германцев, однако понимание этого явления качественно отличается в Европе и России. Из-за звуков Дикой Охотой принято называть свору небесных псов (в некоторых версиях волков), которые появлялись в час грозы и в Европе считались предвестникам беды.
В славянской культуре Дикая Охота была одним из воплощений Семаргла (в некоторых источниках – Велеса) и, принимая во внимание тот факт, что оба этих божества являются положительными, Дикая Охота была символом хорошего урожая (т. к. дождь орошает землю и способствует хорошим всходам).
Неудивительно, что при таком восприятии образа собаки древними славянами, в современном русском языке появилось солидное количество идиом, содержащих этот зооним. Чаще всего эти идиомы подчёркивают такие черты характера как верность и преданность, однако есть ряд фразеологизмов, которые имеют в русском языке отрицательную коннотацию:
- поджал хвост, что волк на псарне - о трусливом человеке
- ласковая собака и во сне хвостом виляет - о добром человеке
- грызутся как собаки - о людях, которые постоянно ссорятся
- вешать всех собак - обвинить во всех бедах
- собака – друг человека
- не дразни собаки, и она не укусит
- не все собаки кусаются, которые лают
Несмотря на менее богатую мифологическую основу по сравнению с волком, собака обладает широким перечнем идиоматических выражений. Это, вероятно, связано с тем, что волк, хоть и видится в глазах многих более благородным животным, тем не менее, остаётся диким зверем и опасным для человека и домашнего скота хищником. Соответственно, возможностей наблюдать за ним у человека было на порядок меньше, чем в случае с собакой.
Из приведённой статистики видно, что человек не столько ассоциирует себя с собакой, сколько описывает ситуации, связанные с этим животным. Это говорит о том, что собака, в отличие от других животных, воспринимается как полноценный участник действия.
Так, например, в идиоме «с собаками не сыщешь» слово используется в прямом смысле (у собаки очень развитый нюх и, если даже собака не может чего-то найти, этого найти не сможет никто).
Такую ситуацию крайне редко можно наблюдать во фразеологизмах с другими зоонимами. Причиной этому, очевидно, является тот факт, что в отличие от ранее рассмотренных диких животных, с собакой человека связывают гораздо более близкие отношения, вплоть до того, что люди считают собак честнее и лучше любого человека.
Также помимо верности и дружелюбия во фразеологизмах с зоонимом «собака» отмечаются выдающиеся регенеративные способности животного («заживает как на собаке») и также их смелость («маленькая собачка, да дом стережёт»).
Особый интерес в выборке представляет идиома «съесть собаку (на чём-то)» является одной из самых загадочных для русского языка. Существует несколько теорий её происхождения. В. И. Даль считал, что этот фразеологизм является урезанной версией идиомы «Собаку съел только хвостом подавился», которая использовалась для описания ситуаций, когда человек решал сложные задачи, но не мог справиться с легчайшими задачами
Не все идиомы, представленные в статье, являются положительным описанием собаки. Вероятно, это связано с тем мнением, что «собака собаке рознь». Собака, лающая без повода, считалась скорее «дурной», что подтверждается рядом фразеологизмов ( «от безделья собака на ветер лает», «всю ночь собака пролаяла на месяц, а месяц того и не знал», «глупая собака и на небо лает»).
С приходом христианства на Русь изменилось и отношение к собакам, которые стали считаться низшими существами, которых нельзя было запускать в дом и, тем более, «есть».
Вероятнее всего именно в этот период появились идиомы, негативно характеризующие собак. Так, фразеологизм «сколько собака не хватает, а сыта не бывает», «поджать хвост», «собаке собачья смерть» или «грызться как собаки» характеризуют это животное как жадное, злое и недостойное.
В следующей статье поговорим о собаке с китайской точки зрения Не пропустите!