Найти тему
ОРУЖИЕ

Как американские ВВС хотели отказаться от «Бородавочника», но передумали

В конце 1960-х годов ВВС США объявили конкурс на новый самолёт-штурмовик. Он должен был быть бронированным, недорогим, иметь скорость не менее 650 км/ч, высокую манёвренность на малой высоте, возможность базирования на грунтовых аэродромах, мощное пушечное вооружение и большое число узлов внешней подвески. В конкурсе приняла участие 21 авиастроительная фирма, но в финал вышли только две модели, созданные корпорациями Нортроп и Фэрчайлд Эркрафт. Первым в воздух поднялся опытный образец штурмовика Фэйрчайлд, получивший индекс YA-10A, этот полёт состоялся 10 мая 1972 года. Уже через 20 дней полетел и штурмовик Нортроп YA-9A.

Прототип штурмовика Нортроп YA-9A внешне был похож на советский Су-25 «Грач».
Прототип штурмовика Нортроп YA-9A внешне был похож на советский Су-25 «Грач».

Испытания проводились на авиабазе Эдвардс и Райт-Паттерсон. На первой базе проводились оценки лётных качеств двух конкурирующих прототипов боевых самолётов. На второй оценивалась их живучесть, при этом применялись реальные советские зенитные средства, включая самоходную ЗСУ-23-4 «Шилка». По результатам испытаний были сделаны выводы: хотя Нортроп YA-9A оказался более маневренным и разгонялся быстрее, выбор военных пал на штурмовик разработки Фэйрчайлд, будущий А-10 «Тандерболт». За свою характерную «морду» с «пятачком» (передней частью семиствольной пушки) под кабиной, его прозвали «Бородавочник».

Серийный А-10 «Тандерболт» в полёте.
Серийный А-10 «Тандерболт» в полёте.

Преимущества YА-10 были такими: на него можно было установить более мощное орудие, которое позволяло поражать советские танки типа Т-62, а сам самолёт был экономичнее и проще в обслуживании. Последнее и сыграло решающую роль. ВВС хотели недорогой и притом достаточно мощный штурмовик, который можно было применять как для отстрела советских танковых армад, если СССР решится на большую войну, так и для участия в малых войнах в самых разных частях земного шара.

GAU-8/A рядом с автомобилем Фольксваген.
GAU-8/A рядом с автомобилем Фольксваген.

Основным оружием штурмовика А-10 является его пушка GAU-8/A. Это семиствольное скорострельное орудие с вращающимся блоком стволов (система Гатлинга). По сию пору оно остаётся самым мощным в своём классе. Максимальная скорострельность до 4200 выстрелов в минуту, подкалиберный снаряд типа PGU-14/B бронебойный с сердечником из обеднённого урана. Эта пушка специально разрабатывалась, чтобы пробивать танковую броню, при этом благодаря высокой скорострельности она прекрасно работает и по другим наземным целям, одной очередью накрывая большую площадь.

«Бородавочник» на боевом вылете в Афганистане.
«Бородавочник» на боевом вылете в Афганистане.

Кроме пушки, у А-10 есть 11 узлов подвески для бомб, управляемых и неуправляемых ракет. Всего этот штурмовик может нести до 7,2 тонн боевой нагрузки. Кабина лётчика защищена титановой бронёй, которую дополняет противоосколочной подбой из многослойного кевлара. Два двигателя закреплены над фюзеляжем, в них трудно попасть с земли и невозможно уничтожить сразу оба одной ПЗРК. Вся конструкция штурмовика рассчитана на максимальную живучесть, и боевые действия, в которых он участвовал, это подтверждают.

Сброс бомб с F-16.
Сброс бомб с F-16.

Почему же в таком случае американские ВВС многократно хотели избавиться от этой машины? Ведь разговоры о списании А-10 и замене его в штате американской авиации на другие самолёты идут уже давно. Ещё в конце 1990-х были планы по замене А-10 на F-16. Чем это обосновывалось? Ведь F-16 изначально истребитель, причём предназначенный в основном для маневренного воздушного боя, зачем делать из него штурмовик? Главным аргументом сторонников этой замены была разница в скорости. F-16, даже с полным вооружением на внешней подвеске, гораздо быстрее. Наносить бомбовые и ракетные удары по наземным целям современные модификации F-16 могут не менее точно. А мощную защиту от наземного огня, по результатам «Бури в пустыне», где зенитный огонь был слабым, посчитали избыточной.

А-10 на авиабазе перед вылетом.
А-10 на авиабазе перед вылетом.

Считалось также, что унификация самолётного парка позволит упростить снабжение авиационных частей и сократит расходы. Однако в последующих конфликтах, например, на территории бывшей Югославии, выяснилось, что защита самолёту-штурмовику может оказаться совсем не лишней. Кроме того, каждый вылет А-10 обходился гораздо дешевле, чем у F-16, так что тезис о сокращении расходов оказался неверным. Наконец, один А-10 мог нести примерно столько же бомб и ракет, сколько два F-16.

Американский беспилотник наносит удар по боевикам в Пакистане.
Американский беспилотник наносит удар по боевикам в Пакистане.

Предлагались и другие варианты замены А-10. Например, их функции хотели полностью передать беспилотникам. Конечно, современные модели беспилотников ВВС США не отличаются высокой скоростью и большой бомбовой нагрузкой, встроенной пушки у них и вовсе нет. Зато они могут висеть над полем боя хоть круглосуточно, сменяя друг друга. А поскольку они действуют с больших высот, низкотехнологичный противник просто не имеет шансов их сбить. Однако и здесь препятствием стали финансы. Беспилотники и сами по себе дорогие, так ещё и их эксплуатация влетает в копеечку, тем более при настолько интенсивном использовании.

Судя по всему, «бородавочники» ещё долго будут оставаться на вооружении.
Судя по всему, «бородавочники» ещё долго будут оставаться на вооружении.

Последним по времени были планы заменить А-10 на «истребитель будущего» F-35. Помимо тех же аргументов, что и в случае с F-16, выдвигался ещё один: А-10 уже довольно старые машины, ведь их выпуск начался в середине 1970-х. Скоро их придётся списывать, есть ли смысл продолжать эксплуатацию этих самолётов? Однако конгресс США периодически выделяет запрашиваемые ВВС суммы на запчасти и ремонт «древних» А-10, поскольку пока что у американцев просто нет адекватной и главное дешёвой замены этому штурмовику.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Оружие, чтобы первым получать свежие статьи из мира новейший вооружений и военной истории!