Жемчужина музея Маурицхейс в Гааге, «Щегол» , неказистое с первого взгляда полотно, впрочем как и птичка, изображённая на нем. Но именно вокруг этой птички закручивается загадочный сюжет фильма, адаптации знаменитого романа американской писательницы, Донны Тартт. В первый раз она увидела картину в 2003 году и обнаружив в ней «собственное маленько чудо» — решила построить вокруг нее целую историю. Полотно принесло ей славу, в 2014 году она получила Пулитцеровскую премию. Но приключения самой картины и ее автора, малоизвестного художника голландца, ученика Рембрандта и возможного учителя Вермеера, столь же необычны и загадочны, как и сюжет одноимённой книги. Итак, внимание, братья и сёстры, сегодня поговорим о тайне «Щегла».
«Маленький кусочек «ничего» ... но очень красивый.»
Щегол — совсем маленькая картинка, всего то около 30 сантиметров. На ней изображена крошечная птичка на насесте, на фоне светлой стены. В птице легко угадать щегла с красными патчами под глазами и на шее и желтыми перышками на крыле. Сразу бросается в глаза деталь—щегол прикован цепью за лапку. В 17 веке в Голландии было модно иметь такую птичку дома, их даже дрессировали, обучая самих умываться, набирая воду из напёрстка.
Между Рембрандтом и Вермеером
Автор этой небольшой картины — некий Карел Фабрициус, голландский художник, родившийся в 1622 году в Мидденбемстере, быстро увлёкся живописью, благодаря своему отцу любителю. В 20 лет он уже учился в Амстердаме, в мастерской великого Рембрандта, где провёл год. Он не пытается копировать манеру кьяроскуро своего учителя и обращается к более яркой палитре, которую часто сравнивают с палитрой другого не менее именитого голландского художника — Йоханесса Вермеера, на которого, по мнению историков искусства, он мог оказать большое влияние. Карел Фабриций — это мост между гением Рембрандта и более интимным гением Вермеера.
12 сентября 1654 года, художник работал в Делфте, в своей мастерской, над очередным заказом. Внезапно, серия взрывов погремела по всему городу— вспыхнули пороховые склады, восточный район города очень пострадал, тысячи людей погибли. Наш художник находится в течении 6 часов в руинах,вместе со своими картинами, догорающими на его глазах в пепле, и умирает почти сразу по приезду в больницу. Кто знает, если бы он остался жив, остался бы он самым талантливым учеником Рембрандта или, и вовсе превзошёл бы своего учителя?
Месье Бургер и его большая находка
Среди немногих холстов Карела Фабриция, дошедших до наших дней, сохранилось и наше маленькое полотно с щеглом. Работа, вероятно, была предназначена для семьи из Гааги, чьё имя «Де Путтер» означает «щегол» на голландском языке. Но что же случилось с этой картиной во время взрыва? Кто ее спаситель ? О судьбе этого полотна не знали больше двух веков, а в 1859, картину обнаружил в Брюсселе французский искусствовед Теофиль Торе—Бургер, который подружился с ее новым владельцем — коллекционером. После смерти, его друг завещает ему свою любимую находку и тот в 1866 году выставляет ее на рестроспективе в Париже, посвящённой Вермееру, как работу малоизвестного голландского мастера.
А затем тридцать лет спустя Авраам Бредиус, директор музея Mauritshuis в Гааге покупает картину на аукционе, где и сейчас мы можем ее увидеть. Недавно музей сделал целый супер классный сайт, где можно насладиться пением щегла и узнать все подробности истории создания этого загадочного полотна.