Найти в Дзене
Открытая семинария

"Вдруг Гриша пошел без рельсов": Распутин глазами философа

Оглавление

«…И я не поручусь, что там, в углу, не поблескивают очки Розанова и не клубится борода Распутина…»
Анна АХМАТОВА.

Интересным образом складывались отношения Григория Ефимовича Распутина с его современниками, деятелями русской культуры. Когда искусственным образом, как по команде, россиянам начала внушаться мысль, что Распутин — это грязный самозванец, пьяница и развратник, то это повергло многих в смущение. Но даже среди этого смущения и растерянности люди, соприкасавшиеся лично с Григорием Ефимовичем, не могли не отдать должное его удивительным качествам.

Я приведу сегодня один лишь пример. Писатель и философ Василий Розанов несколько раз встречался с Распутиным. Конечно, кто знаком с творчеством Розанова, те знают о его особенностях и странностях, о которых я теперь не буду говорить. Поэтому, когда Розанов пишет о Распутине - а пишет он о нем немало - он, как и многие из тогдашней интеллигенции, во многом проецирует на Распутина свой портрет - это надо иметь ввиду. Но все равно многие его наблюдения и замечания удивительно точны.

Василий Розанов
Василий Розанов

«Все "с молитвою" — ходили по рельсам.

Вдруг Гриша пошел без рельсов.

Все испугались...

Не того, что "без рельсов". Таких много. Но зачем "с молитвою".

"Кощунство! Злодеяние!"

Я его видел. Ох, глаз много значит. Он есть "сам" и "я".

Вдруг из "самого" и "я" полилась молитва. Все вздрогнули. "Позвольте, уж тысячу лет только повторяют, и все — "по-печатному". У него — из физиологии».

-3

Розанов о Распутине

Розанов верно уловил суть проблемы. Религия сделалась для многих русских людей той поры, в особенности для интеллигенции (Розанова в том числе) категорией формальной, в лучшем случае - имеющей культурную и историческую ценность. Но в лице Распутина христианство мощным потоком вторгается в жизнь.

Распутин сходит с тех рельсов, по кругу которых привычно катался паровоз русского христианства. Многие сходили с рельсов до него - ударялись во все тяжкие. Но в том-то и дело, что Распутин сошел с формальных рельс, но не покатился под откос. Он пошел в гору. Розанов свидетельствует:

«От него “тяга”?!! Влиявшая на непоколебимого и ученого архимандрита?!.. На эту изящную, светящуюся талантом женщину?!! Какое-то “светопреставление”... Что-то, чего нельзя вообразить, допустить... И что — есть!! Воочию!!"

-4

На одной из встреч Григорий Ефимович сказал Розанову о том, что быть писателем - это совсем не то, что тот думает. Быть писателем, согласно Григория Распутина - это великая ответственность перед Богом и перед людьми. Ответственность за формирование душ людей. Но мало кто из писателей, добавил Распутин, глядя на Розанова, понимают, что творят.

А вот свидетельство Розанова о еще одной встрече со Старцем. Точнее, встречались другие люди. И вот - появился Григорий Ефимович:
"Разговор — о каком-то вопросе церкви, о каком-то моменте в жизни текущей церкви — был в квартире о. архимандрита: и мы все, я и другие присутствующие, были удивлены, что о. архимандрит, всегда такой определенный и резкий в суждениях, был на этот раз как будто чем-то связан... Разговор продолжался, как вдруг занавеска отодвинулась и из-за нее вышел этот странник, резко перебивая всех нас: “Пустое вы говорите, пустое и не то...”

-5

"Нужно было видеть, что произошло с о. архимандритом: с момента, как вошел странник, очевидно слушавший все из-за занавески, его — не было. “Нет о. архимандрита”. Он весь поблек, принизился и исчез. Вошел в комнату дух, “духовная особа” такой значительности, около которой резкий и властительный о. архимандрит исчез и отказывался иметь какие-нибудь “свои мысли”, “свои мнения”, быть “своим лицом”, — и мог только повторять то, что “Он сказал”...»

"Метафизика пола"

Розанов в то время жил "метафизикой пола" (религиозно-философское учение, которое он развивал) и "пророческим эротизмом", и мысли у него были выстроены соответственно. Распутину, про которого он слышал столько пропаганды (а встречал лично всего несколько раз), он пытался приписать что-то от себя. Он писал: «Мне как-то случилось обмолвиться в присутствии священника, что ведь „личность этого Странника с нравственной стороны ничем не удостоверена, потому что зачем же он целует и обнимает женщин и девушек?..“ Нужно было видеть, какое это впечатление произвело. Священник совершенно забылся и ответил резко, что хотя „странник и целует женщин (всех, кто ему нравится), но поцелуи эти до того целомудренны и чисты... как этого... не встречается у человека“.

-6

Розанов достаточно близко подошел к пониманию сущности дела — не мог он только переступить той последней черты, которая называется - верой. И все же его рассказ интересен: «Странник, о коем я упомянул, утонул в море анекдотов о нем, которых, чем более, тем гуще они заволакивают от нас существо дела... Между тем здесь великая тема для мысли и для любопытства. Мы, конечно, имеем перед собою „что-то“, чего совершенно не понимаем, и что натурально — есть, реально — есть; что присутствует в этом страннике...

...Можно объективно заметить в Сибирском Страннике, отметить „научно» и не проникая в корни дела, это что он поворачивает все „благочестие Руси“, искони, но безотчетно и недоказуемо державшееся на корне аскетизма, „воздержания», „не касания к женщине» и вообще разобщения полов, — к типу или вернее к музыке азиатской мудрости (Авраам, Исаак, Давид и его „псалмы“, Соломон и „Песнь песней“, Магомет), — не только не разобщающей полы, но в высшей степени их соединяющей".

-7

Религия и культура

Розанов продолжает: "Все „анекдоты“, сыплющиеся на голову Странника, до тех пор основательны, пока мы принимаем за что-то окончательное и универсальное „свою русскую точку зрения“ — точку зрения „своего прежнего“; и становятся бессильны при воспоминании о „псалмах Давида“, сложенных среди сонма его окружавших жен...
Странник чрезвычайно отталкивает европейский тип религий, а „анекдоты» возникли на почве великого удивления, как можно быть „религиозным лицом“, иметь посягательство на имя „святого человека“, при таких... „случайностях“.

"Но ведь „взяв анекдот в руки“ и вооружившись настроением анекдотиста, — это же самое можно рассказать о Соломоне, о Давиде, об Иакове и Аврааме, которые, однако, были близки к Богу и явили „знаки“ своей близости. Вот эти-то „знаки“ есть, очевидно, и у Странника: их читают те, кому это открыто...

Серьезность вовлекаемых „в вихрь» лиц, увлекаемых „в трубу“, необыкновенна: „тяга» не оставляет ни малейшего сомнения в том, что мы не стоим перед явлением „маленьким и смешным“, что перед глазами России происходит не „анекдот“, а история страшной серьезности...
Я не назвал по имени Странника, его имя на устах всей России. Чем кончится его история — неисповедимо. Но она уже не коротка теперь, и будет еще очень длинна. Но только никто не должен на него смотреть, как на „случай», „анекдот“, как на „не разоблаченного обманщика“» .

-8

Формальная религия и живая вера

Розанов пишет о том, что Распутин нарушил многие религиозно-культурные стереотипы. Однако даже Розанов замечает, что эти стереотипы не являются библейскими, но культурно обусловленными.

Действительно, такие церковные идеалы, как монашество, безбрачие, удалённость от мира, для Григория Ефимовича значили несравненно меньше, чем для официальной церкви. Также ему чужда была церковная политика и вмешательство церкви в политическую жизнь государства, особенно её настойчивые призывы к войне. Церковные авторитеты того времени превратились в фарисеев и саддукеев, осаждавших комара, и пропускавших верблюда.

Недостаточно благоговейно, с точки зрения критиковавших его церковников, Григорий относился к церковным ритуалам и реликвиям. Феофан (Быстров) жаловался, что ещё в то время, когда он был близок к Распутину, он замечал, как тот беспечно щёлкал орехи в ту пору, как другие постились и молились, готовя себя к тому, чтобы приложиться к иконам Верхотурского монастыря. Григорий Распутин проявлял очень мало интереса ко всем условным традициям, которые тогдашним фарисеям и саддукеям казались чуть ли не сущностью христианства.

Христос и фарисеи
Христос и фарисеи

Опыт позволил Григорию понять, что формальная религия ничего не дает человеку. Церковные ритуалы, традиции, предания - все это хорошо только до тех пор, пока не подменяет собою живые отношения с Богом. И все же он не рвет с Церковью. Он делает все, что было в его силах, чтобы дать этой Церкви Живого Христа. Вся его жизнь будет посвящена этой цели. И главными врагами его сделаются те люди, о которых он более всего заботился и переживал - церковные авторитеты. В кротости и со смирением Григорий Ефимович научится встречать отвержение этих людей.

Выводы

Человеку легко идти по рельсам, по колее. Но идущий по колее если и услышит Бога, через голос совести, или учение Писания, вряд ли сможет последовать туда, куда Бог ведет - ведь он в колее. Такой человек несвободен. Григорий Ефимович понимал, что за право быть послушным рабом Божиим придется дорого заплатить. Но он готов был уже на любую цену. Потому что он знал Того, с Кем имеет дело. Он знал Живого Христа.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:

"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.