В конце XIX века, в период технологических прорывов, Российская империя не отставала от индустриальных держав. Во всех отраслях разрабатывались и внедрялись новые технологические проекты и решения, но самым революционным, сложным и неоднозначным технологическим прорывом было автомобилестроение, которое уже полным ходом развивалось во многих ведущих европейских странах.
В 1896 году был разработан и собран первый отечественный автомобиль Фрезе и Яковлева, модель получилась настолько удачной по сравнению с западными аналогами, что было принято решение о запуске серийного производства и, в дальнейшем, замене конные экипажей. Однако не все было так просто - рев первых двигателей внутреннего сгорания сильно пугал лошадей конных повозок из-за чего, на оживленных улицах, возникали серьезные дорожные происшествия, подвергающие опасности людей и затрудняющие движение. По этой причине городские власти Москвы и Санкт-Петербурга были вынуждены временно запретить эксплуатацию самодвижущихся и тарахтящих автомобилей. Проект был отложен.
Такая проблема не стала тупиком, а лишь породила новые решения и идеи, которые и возникли в голове одного гениального российского инженера-изобретателя Ипполита Владимировича Романова.
Зимой 1899 года Романов встречается с главой акционерного общества постройки и эксплуатации автомобилей Петром Фрезе, с предложением по разработке электромобиля. Идея электромобиля была не нова, попытки разработки такого вида транспорта предпринимались в разных странах с 1841 года, но экипажи получались тяжелыми и медленными или просто невыгодными в коммерческой эксплуатации. Однако русский изобретатель придумал совершенно новую и оригинальную конструкцию, чем и привлек внимание.
Особенностью конструкции Романова был аккумулятор. Он решает сделать гальванические пластины в два раза тоньше и изменить их расположение в аккумуляторной коробке с вертикального на горизонтальное, в результате чего емкость аккумулятора увеличилась в несколько раз при значительном уменьшение веса. Одновременно Романов, по собственной схеме, разрабатывает уникальный и компактный двигатель мощностью в 4,5 кВт или 6 л. с. И уже 15 августа 1899 в мастерской «Неллис и Фрезе» на свет появляется первый электромобиль, который в народе успел получить прозвище «Кукушка»
Экипаж получился рекордно легким массой всего в 720 кг. Рама была сварена из стальных труб, обеспечивающих легкость и прочность конструкции, а кузов был спрессован из листов шпона и холщевой материей, пропитанной смолой, что обеспечивало легкость и прочность корпуса. Опытные поездки показали превосходные характеристики электромобиля. Без подзарядки экипаж смог преодолеть расстояние в 65 км и разогнаться до максимальной скорости в 40 км/ч. Для замедления и остановки экипажа служили два тормоза – механический и электрический рекуперационный. При торможении он принуждал двигатель работать как генератор и вырабатывать энергию, идущую на подзарядку аккумуляторов. Петр Фрезе был настолько впечатлен, что было решено немедленно запустить массовое производство этой модели.
Первые образцы шли с открытым кузовом, затем экипаж снабдили великолепным застекленным кузовом с функцией отопления салона.
Однако триумф был недолгим. С решением проблемы шума, возникли проблемы эксплуатации электромобиля - его необходимо было подзаряжать электричеством, но электростанций для подзарядки на улицах еще не было, как и не было возможности подзаряжать экипаж в сараях, где обычно у людей хранились повозки. Покупатели были вынуждены тянуть в свои сараи проводку, для чего необходимо было иметь разрешение пожарной охраны. Но пожарная охрана категорично запретила подобные работы из-за невозможности обеспечения условий безопасности. В результате проекту легковых электромобилей было не суждено реализоваться и выиграть конкуренцию среди простых и привычных конных экипажей. Производство было свернуто и затем прекращено.
Ипполит Романов еще пытался дать шанс развитию электротранспорта в России, разработав пассажирский экипаж, который получил одобрение в правительстве. Были подготовлены и выделены маршруты, но из-за отказа финансировать проект из городского бюджета Романову пришлось лично искать средства на запуск массового производства, чего ему, к сожалению, сделать не удалось из-за жесткой конкуренции конок, владельцы которых распускали слухи об исключительной вредности электротранспорта. Революционная идея запустить электрический транспорт так и не реализовалась.