Найти в Дзене
Налоговый Адвокат

Векселя и налоги

В предпринимательских кругах давно известно, что векселя можно использовать в качестве одного из возможных средств для взаимных расчетов между контрагентами. Такой соблазн возникает в тех случаях, когда та или иная компания не хочет закрывать задолженность, возникшую перед партнерами, с которыми она связана дружественными отношениями, расчетами реального характера. Однако такие ситуации чреваты возникновением определенных налоговых рисков. Можно ли избежать такой опасности? Посмотрим, какую позицию в подобных спорах занимают фискальные органы и суды.

Векселя и налоги
Векселя и налоги

Гасим долги по частям

Стоит обратить внимание на такой интересный документ, как Письмо ФНС от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@. Из него следует, что при наличии таких подозрительных признаков, как отсутствие денежных платежей, взаимозависимость, согласованный характер действий, наличие транзитных операций, использование услуг посредников, высока вероятность доначисления налогов. Суды склонны в таких ситуациях поддерживать позицию налоговиков (см. Постановления АС Поволжского округа от 16.03.2017 № А12-14726/2016, Западно-Сибирского округа от 15.03.2019 № А45-32838/2017, Уральского округа от 07.12.2016 № А50-2818/2016).

Еще одна ситуация, которая влечет за собой риски налогового характера. Организация передает вексель контрагенту в виде оплаты, но вексельное обязательство не исполняет. Налоговые инспекторы считают, что расходы по сделке отсутствуют, следовательно, нужно снимать расходы и вычеты НДС. И здесь судьи становятся на сторону налоговиков (см. Постановление АС Уральского округа от 21.02.2017 № А60-17261/2016).

В подобных случаях налоговики склонны считать, что сделки носят мнимый характер. Предполагается, что налогоплательщик создал систему формального документооборота для того, чтобы завысить вычеты НДС. На практике имел место случай, когда компания не располагала активами, размер которых обеспечил бы исполнение обязательств по выданным ею векселям. Усугубило положение налогоплательщика то, что он не представил в суде копии этих векселей (см. Постановление АС Поволжского округа от 16.03.2017 № А12-14726/2016).

Еще один случай из практики. Покупая здание, компания рассчиталась с продавцом своим векселем. При этом вексель так и остался непогашенным. Ввиду того, что стороны сделки были взаимозависимыми, вексель в конечном итоге вернулся к выпустившей его стороне как вклад в уставной капитал. Налоговики на этих основаниях приняли решение об отказе в возмещении НДС. Суд согласился с тем, что в данном случае имело место неправомерное возмещение НДС, поскольку применение собственного векселя в качестве платежного средства в такой ситуации явно указывало на мнимый характер расходов (см. Постановление АС Уральского округа от 06.02.2017 № А60-19476/2016).

Выручить налогоплательщика может погашение хотя бы части задолженности. В подобном случае суд может отменить решение фискальных органов о доначислении (см. Постановление АС Уральского округа от 04.09.2015 № А60-50721/2014).

Убедитесь в добросовестности партнеров

Налоговики обращают пристальное внимание на реальность заключения сделки. При малейших признаках мнимой сделки они предпринимают карательные меры. Наглядный пример. Компания приобретает незавершенку. Продавец получает от покупателя два векселя, в качестве векселедателя выступает учредитель компании-покупателя. Контролеры выясняют, что векселя так и не были погашены, а сам приобретенный объект в хозяйственной деятельности использован не был. Вывод: сделка не носила реальный характер, в возмещении НДС отказать. Продавец в бюджет НДС не перечислил, реализация отражена не была. Поскольку у покупателя не было активов для приобретения подобного объекта, средства между сторонами сделки не перемещались. Никаких реальных расходов по сделке покупатель не понес, стороны создали систему фиктивных расчетов с целью получения незаконного возмещения налога. А потому в бюджете не возник источник для подобного возмещения (см. Постановление АС Дальневосточного округа от 08.10.2015 № А51-3249/20150).

Во многом похожий случай. Компания закупает оборудование, заявляя при этом к возмещению НДС. Проводится камеральная проверка – инспекторы отказывают в возмещении, поскольку покупатель рассчитался с продавцом собственными векселями, не исполняя соответствующих обязательств. И хотя компания представила в качестве доказательства проведения расчетов акты приема-передачи 65 векселей, фискальное ведомство это не убедило: активов компании было недостаточно для погашения векселей, поставщики так и не перечислили в бюджет НДС, а потому в бюджете не был сформирован источник возмещения налога (см. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 5.03.2019 № А45-32838/2017).

Нужен диалог

Налоговики требуют, чтобы стороны расчетов с использованием векселей доказывали реальность своих намерений по взысканию задолженности. В противном случае у инспекторов возникают сомнения в том, что кредитор имел намерения вернуть свои средства.

В счет погашения задолженности компания передает контрагенту собственный простой вексель на сумму 97 миллионов рублей. Эту сумму нужно было выплатить в 2017 году. Однако компания кредитор была ликвидирована в 2015 году. И кредиторская задолженность не была отражена в составе внереализационных доходов. Фискальные органы доначислили налог на прибыль, в суде налогоплательщик дело проиграл. Аргумент о том, что при сроке погашения векселя в 2017 году эти средства не надо было включать в состав кредиторской задолженности по итогам 2015 – 2016 годов, суд не убедил. Кроме того, стороны не представили суду доказательств того, что вексель был передан векселедателем векселедержателю. И еще один важный аргумент, убедивший суд принять позицию контролеров: у должника отсутствовали средства для погашения своего векселя (см. Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 07.05.2019 № А19-4180/2018).

Еще в одном случае суд оставил в силе решение налоговиков о донасчилении налога на прибыль, посчитав, что компания не имела права учитывать расходы по приобретению векселей, а кредитор вел себя пассивно, не предпринимая никаких мер по взысканию долга (см. Постановление ФАС Московского округа от 14.02.2013 № А40-3941/12-107-21).

Компания не стала учитывать в составе доходов кредиторку ликвидированного контрагента (п. 18 ст. 250 НК). В качестве оплаты задолженности контрагенту были переданы собственные веселя. А, между тем, векселедержатель был признан банкротом по итогам конкурсного производства, это юридическое лицо было ликвидировано, соответствующие сведения были внесены в ЕГРЮЛ (см. Постановление АС Центрального округа от 07.08.2018 № А23-6406/2017).

Длительный срок – слабый аргумент

Компания задолжала контрагенту. В 2012 году кредитор уступил долг третьему лицу, должник в качестве обеспечения обязательств передал новому кредитору собственные векселя. А в 2014 году кредитор прошел процедуру ликвидации. Компании был донасичлен налог на прибыль, поскольку она не включила в состав внереализационных доходов долг перед ликвидированным контрагентом, хотя срок давности погашения векселей уже истек (см. п. 18 ст. 250 НК). Компания мотивировала свое решение тем, что срок погашения векселей был датирован 2018 годом, но арбитров этот довод не убедил. Кроме того, было учтено, что кредитор не пытался взыскать задолженность, должник не смог представить договор новации по переходу заемного обязательства в вексельное, а данные о выпуске векселей так и не были отражены в документах бухгалтерского учета. В бухучете кредитора соответствующие данные (о получении векселей) также отсутствуют. И долг в состав доходов следовало внести в том периоде, когда в реестре появилась запись о ликвидации организации кредитора (см. Постановление АС Уральского округа от 20.06.2017 № А76-17297/2016).

Нужно помнить о том, что сотрудники фискального ведомства считают: компания не имеет права включать в состав расходов стоимость веселя, если он еще не оплачен векселедателем. Арбитры разделяют эту точку зрения (см. Постановление АС Московского округа от 06.08.2012 № А40-71213/11-90-305).

Но в период, когда из реестра исключаются векселедатель и индоссант, кредитор имеет право включить эту безнадежную задолженность в состав своих расходов (см. Постановление АС Волго-Вятского округа от 05.04.2017 № А11-10676/2015).

Будьте осторожней

Теперь можно подвести некоторые итоги. Если вы проводите расчеты с использованием векселей, вам желательно уменьшить размер кредиторки перед контрагентами, в надежности которых у вас имеются какие-то сомнения. И часть долга все-таки лучше перечислить на расчетный счет. Таким образом вы продемонстрируете потенциальным контролерам, что проявили должную осмотрительность.

Нужно убедиться самим и уметь это доказать всем заинтересованным лицам, что ваши контрагенты располагают всеми необходимыми трудовыми и материальными ресурсами для ведения полноценной хозяйственной деятельности, а заключаемые вами вексельные сделки имеют реальную деловую цель.

Убедитесь в том, что ваши контрагенты уплатили в бюджет НДС, отразили все операции в налоговых декларациях. Нужно проявлять внимательность и при оформлении договоров, отражая в них все предусмотренные законом существенные условия. При необходимости следует оформлять и договоры о новациях.

Если векселя используются в сделках с взаимозависимыми контрагентами – это практически неизбежно вызовет подозрения у налоговиков. Подобные сделки лучше заключать с независимой стороной.

Нужно содержать в полном порядке всю необходимую документную базу, чтобы иметь возможность аргументировать свою позицию в спорах с налоговиками и контрагентами. Хранить копии векселей, акты приема-передачи – такие действия вам никогда не помешают. Нужно помнить и о том, что документы должны подписывать только официально уполномоченные на это лица. Это касается и векселей, и индоссаментов, и актов приема-передачи. В противном случае у вас могут возникнуть неприятности (см. Постановление АС Московского округа от 12.09.2014 № А40-9805/14).

Александр Иванов (ваш налоговый адвокат)