Те, кто жил в Советское время, я не имею ввиду Горбачевское, а то время стабильности, роста зарплат, уверенности в завтрашнем дне, при плановой экономике, когда осваивалась целина, строился БАМ, развивались малые города, когда мы гордились столицей нашей Родины – Москвой, они прекрасно помнят, что деньги тогда такого значения не имели, ценнее была дружба, «Не имей сто рублей – а имей сто друзей» и двигателем экономики была бутылка водки.
Если бабушке в деревне нужны были дрова, она давала бутылку нужному человеку и она на зиму была с дровами. Если Вам нужно было построить гараж, то Вы звали своих друзей, покупали водку и к утру гараж был построен. Вам нужно поднять плиты перекрытия, Вы даете бутылку водки крановщику и плиты на месте, мало того, но Вы еще эту бутылку приговариваете вместе с крановщиком.
Начав борьбу за трезвость, Горбачев разорвал цепочку экономического развития страны, водка стала стоить по дести-триста рублей.
«Рабочего спрашивают: — Если бутылка водки будет стоить 1000 рублей станешь пить? — Стану. — А если по 6000? — Все равно не брошу. — А где же ты столько денег возьмешь? Рабочий достает подшипник: — Он как стоил бутылку, так и будет стоить!». Была у этого анекдота и другая концовка: «-А если водка будет стоить копейки? – Ну тогда брошу. – Зачем? – Сопьюсь!»
«Сын жалеет отца:
— Папа, водка подорожала, тебе трудно будет — придется меньше пить.
— Да нет, сынок, это тебе будет трудно — придется меньше есть!»
Подняв цену на водку, люди массово стали гнать самогон, поэтому сначала пропал сахар и на него ввели талоны, затем исчезли карамельки, томатная паста, пряники, я даже догадаться не мог, что из всего этого можно гнать самогон.
На предприятиях были организованы общества «Борьбы за трезвость», председатель, которого никогда не отказывался распить с тобой после работы бутылку вторую горячительного.
Доходило до смешного, устраивались комсомольские сухие свадьбы, где на столах не было спиртного, но зато стояли заварочные чайники с водкой.
Мне рассказывали, что на севере, куда люди отправлялись за длинным рублем и где раньше в продаже было любое спиртное, вплоть до спирта, нечем было выдать заработанную плату, поэтому разрешили торговлю спиртным в неограниченном количестве. Так этот городок замер на три дня в пьяном угаре.
Только от одной антиалкогольной кампании страна потеряла 62 миллиарда советских рублей.
Все это было бы смешно, если бы не было так горько.
Если в сталинские времена анекдоты рассказывали шепотом, в брежневские времена они были добрыми, то в горбачевское время – жизнь стала сама анекдотом.
«— Знаете ли вы, кто был главным противником антиалкогольной компании, объявленной Горбачевым? — Пьяницы? — Некрасивые женщины!»
«Встречаются агент КГБ и агент ЦРУ Агент КГБ:
– Слушай, Чернобыль твоих рук дело?
– Нет, моих рук ваш «сухой закон».»
«Разгар борьбы с пьянством. Горбачев приезжает на завод. Подходит к передовому токарю:
– А разве смог бы ты работать, если б выпил бутылку водки?
– Смог бы.
– Ну, а две?
– Не фиг делать!
– А если три?
– Ну, достал! Так работаю же!»
« Проезжает Горбачев мимо вино-водочного магазина, видит огромную очередь. Выходит из машины и в сердцах спрашивает:
– Коммунисты среди вас есть?
– Есть! – отвечает очередь.
– Гнать надо!
– Так и сахара нет, Михаил Сергеевич!»