Когда некоторые люди думают о клоунах, они представляют себе большие улыбки и пушистые волосы, яркие костюмы и много смеха. А другие?? Не так радужно. Для многих клоуны чудовищны и загадочны, они как будто скрывают злые намерения за веселой, иногда жуткой маской.
Интенсивный и чрезмерный страх перед клоунами называется коулрофобией, состояние с историческими и психологическими корнями.
Шуты, придворные клоуны и прочие глупые затейники были предшественниками современных клоунов. Хотя они не выглядели и не действовали как сегодняшние клоуны, они действительно овладели базовым фарсом. В частности, в давние времена клоуны имели непревзойденную способность нарушать табу без последствий.
В первых рядах этих артистов, перевернувших культуру с ног на голову, были люди по имени Жозеф Гримальди (Joseph Grimaldi) и Жан-Гаспар Дебюро (Jean-Gaspard Deburau). Но в то время как эти два клоуна преуспели в том, что заставляли людей смеяться, их собственные жизни не были смешными. Гримальди умер нищим алкоголиком, а Дебюро убил мальчика на улице. Контраст между их публичной жизнью и их реальной жизнью был экстремальным, но, как оказалось, не таким уж необычным. (Для аналога поп-культуры, посмотрите на Sideshow Bob из " The Simpsons.")
Также введите в поиске Джона Уэйна Гейси, профессионального клоуна, ставшего печально известным серийным убийцей, чьи преступления были раскрыты в 1970-х годах, когда он был задержан. Фотографии жуткого персонажа-клоуна Гейси широко распространены. В довершение всего, Гейси цитировал слова: «Клоун может выйти сухим из воды с чем угодно».
С тех пор отношение западного общества к клоунам, похоже, приняло мрачный оборот. Вместо того, чтобы ассоциировать клоунов с забавными выходками, люди, похоже, все больше думают, что клоуны не имеют ничего хорошего, и что веселый внешний вид клоуна покрывает гораздо более зловещую сторону.
Это то, из чего сделаны страшилки — в буквальном смысле слова. Там есть Pennywise клоун из бестселлера Стивена Кинга "Оно" и заклятый враг Бэтмена Джокер. И кто бы мог забыть, что в 1988 году драйв-ин рисовал "убийственных клоунов из другого космоса"?
Общество, возможно, изменило наше восприятие клоунов, но автор Линда Родригес МакРобби также указывает на психологические последствия. Она считает, что люди испытывают дискомфорт с клоунами из-за их размалеванных и преувеличенных выражений лица. Эти фальшивые выражения, говорит она, порождают недоверие.
Этот разрыв-нечто, что кажется знакомым, но в то же время странно незнакомым — было тем, что Зигмунд Фрейд назвал "сверхъестественным", и концепция, которую он предсказал, вызовет сильное отвращение. С этой «сверхъестественной долиной» борются компьютерные аниматоры и создатели роботов.
В то время как большинство из нас, испытывающих этот жуткий ужас, в конечном счете вырастают из страха перед клоунами, есть те, кто продолжают страдать от страха и недоверия к клоунам. Но не путайте коулрофобию с реальным психологическим диагнозом - это термин, который возник в Интернете, и утверждает, что он восходит к 1980-м годам.
Есть много вещей, в которых мы можем обвинить 80-е годы - длинные челки, например, но действительно ли они ответственны за то, что клоунов приравняли к плохому рэпу? Может быть, в следующем десятилетии клоунада снова станет веселой.