Очередное занятие в кружке радиоэлектроники проходило как обычно.
Кто-то дымил паяльником, залуживая провода.
Кто-то листал подшивку журнала "Радио", выбирая самую лучшую и самую нужную схему для повторения.
За тисками слесарного верстака мой друг напильником обтачивал дюралевые уголки радиаторов.
Иногда включался сверлильный станок — еще один мой товарищ рассверливал сетку отверстий, делая из фанерки очередную макетную плату.
Трое, собравшись в углу, негромко обсуждали между собой схему шестиканальных бегущих огней.
Васильич был здесь же, но надолго в лаборатории не задерживался.
Иногда скрывался в подсобке и оттуда были слышны хлопающие дверцы шкафов и шум передвижения ящиков.
Иногда выбегал в коридор или уходил в соседнюю лабораторию, решая с другими преподавателями какие-то свои вопросы.
Пробегая мимо нас, он иногда останавливался, прислушивался, внимательно нас разглядывал из-под очков.
— Мальчики! — поднимал руку с указательным пальцем вверх Васильич, — Мальчики, внимание!
Мы поднимали голову от подшивок журналов и дымящихся канифолью паяльников.
— Мальчики, не теряйте времени, работайте! — восклицал Васильич.
— Меньше слов, больше дела, мальчики! Если бы японский мальчик вашего возраста, собирающий на конвейере завода Sony или Toshiba телевизоры, работал бы, как вы работаете...
Нам становилось интересно.
— ...он бы через неделю умер с голоду. Да-да, работая, так как вы, японскому мальчику нечего было бы есть и он бы умер с голоду! Вы очень медленно работаете!
В лаборатории поднимался шум.
— Но нам нет необходимости работать как японский мальчик, собирая телевизоры на заводе, — говорил кто-то из нас насмешливо.
— Это потому, что у вас есть мама и папа, они вас кормят, — отвечал Васильич — чтобы вы могли учиться и работать.
— И учиться и работать хорошо, а не так как вы сейчас. Поэтому, пользуйтесь возможностью и тем, что сейчас есть и не теряйте времени!
До изобретения IPhone оставалось 25 лет.
Сборочные производства электроники и автомобилей в Азии были уже тогда.
Так же, как и дешевый труд их наемных работников.
— Иван Васильевич, у меня тестер не работает! — раздавался голос из-за последнего стола.
— Авометр, Вася, авометр, от слов Ампер-Вольт-Ом-метр — автоматически поправлял Васильич.
— Так возьми другой, у нас в лаборатории их несколько — на ходу бросал он, собираясь скрыться в подсобке.
— Я брал, пробовал, он тоже не работает.
— Так... — останавливался Васильич — Скажи, пожалуйста, что именно ты хотИшь измерить? (почему-то вместо "хОчешь" Васильич говорил "хотИшь").
— Ток — отвечал Вася.
— Кстати, Иван Васильевич, я на прошлом занятии тоже хотел измерить ток и у меня тоже не получилось — вступал в разговор мой друг.
— Вот оно что, — говоришь тоже измерял и тоже не получилось?
— Да.
— Мальчики, пожалуйста, обратите внимание! — поднятый вверх указательный палец.
Шум в лаборатории стихал.
— Как вы знаете, я уже давно веду занятия, уже много лет. Так вот, я пришел к выводу... Вы только, пожалуйста, не обижайтесь. Я понял, что режим измерения тока в авометрах, в ваших руках, мальчики, я подчеркиваю, в ваших руках — это лишнее. И даже если он, такой режим, в авометре есть, то это все равно ненадолго. Примерно до первого измерения тока в розетке. Поэтому в авометрах в нашей лаборатории, во всех авометрах, я его отключил. Да-да, специально отключил.
Мы молча смотрели на него.
До некоторых из нас начинало доходить.
Васильич был прав.
На этом попадались практически все.
И зеленые новички. И опытные электрики. И матерые электронщики.
По глупости или незнанию, пытаясь замерить ток в розетке.
Или по невнимательности, или рассеянности, просто забыв переключить прибор с режима измерения тока на другой.
Дело в том, что для измерения силы тока нужно включить измерительный прибор последовательно с нагрузкой.
Падение напряжения меряется подключением прибора параллельно нагрузке, а вот сила тока замеряется при последовательном с нагрузкой подключении.
Я вспомнил, как пытался дома, второпях, замерить силу тока в одной из конструкций, подключенных к сети. Вспышка, короткое замыкание, в квартире погас свет, в электрощите перегорели пробки. После их замены я попытался понять, что произошло и каковы последствия. Оплавленные электроды щупов, выгоревшие токовые цепи измерительного прибора, в результате короткого замыкания половину сгоревших деталей конструкции пришлось менять.
И еще я вспомнил, как дядя отказался дать на пару дней "для померить" тестер знакомому, опытному электрику.
— В прошлый раз давал, вернули, наполовину сгоревшим, ток замеряли, пришлось чинить. В этот раз не дам, — сказал, как отрезал, тогда дядя.
Производители измерительных приборов много лет пытаются исправить ситуацию, совершенствуя конструкции тестеров. Разделяют измерительные цепи разными типами разъемов, модифицируют переключатели режима, делают "защиту от дурака", добавляют в токовые цепи предохранители.
Все с переменным успехом, абсолютной защиты нет.
Васильич решил вопрос кардинально, просто отключив режим измерения тока во всех доступных нам в лаборатории приборах.
— Как же теперь быть? — продолжал Васильич в ответ на наш немой вопрос.
— Смотри сюда, Вася, все смотрите! — он показывал на стенку, на старенький, пожелтевший плакат с законом Ома.
— Читай Вася, что это, знаешь? Да? Вот и читай, читай громко...
— Закон Ома для участка цепи. Ток в цепи прямо пропорционален падению напряжения на данном участке цепи и обратно пропорционален сопротивлению данного участка.
I=U/R
Ток(в Амперах) = Напряжение(в Вольтах) / Сопротивление(в Омах).
— Понятен тебе, Вася, этот закон? Всем ли вам, мальчики, он понятен?
— Раз понятен, так меряй! Итак, чему равно падение напряжения в твоей схеме? Замерил? Сколько получилось? Шесть вольт?
— А теперь замеряй сопротивление. Схему при этом нужно обесточить. Перед измерением показания авометра нужно выставить "в ноль", предварительно закоротив его щупы между собой.
— Сколько получилось? Двести Ом?
— И какой же, Вася, ток протекает на участке цепи в твоей схеме? — Вася задумывался, наморщив лоб. Мы все пытались мысленно посчитать, стараясь не ошибиться в нулях и положении запятой.
— Может посчитаешь столбиком в тетрадке, Вася? Или мне дать тебе калькулятор? — участливо, чуть насмешливо, спрашивал Васильич.
— Внимание, слушаем все! — поднимал указательный палец Васильич, еще немного подождав, — Мама дала Васе шесть конфет. Вася разделил их поровну с другом. Сколько конфет досталось каждому из них?
— Тридцать миллиампер! — выпаливал Вася, наконец посчитав.
— Сколько? Тридцать миллиампер? Я про конфеты тебя и всех сейчас спрашиваю. Сколько конфет досталось тебе и сколько твоему другу? Так сколько же?
— Три! Каждому из них досталось по три конфеты! — мы старались помочь Васе.
— У всех ответ "три конфеты"? И у тебя, Вася, три? Точно?
— А ток какой получился? Тридцать миллиампер? Не три? Не триста?
— Как же так, мальчики? — деланно разводил руками Васильич, — почему же, когда я вас спрашиваю про закон Ома и силу тока, вы задумываетесь надолго, пытаясь найти калькулятор? А на конфетах все сразу выдаете правильный ответ?
— В чем разница? — допытывался он у нас, — может мне и вам вместо ампер, вольт и ом все в конфетах считать? И тогда получится быстрее?
Обычные занятия обычного кружка радиоэлектроники подходили к концу.
За окном темнело.
За окном была страна СССР.
За окном шел 1982 год.
С уважением, Ваш @mp42b.
Ранее данный пост с некоторыми изменениями был опубликован в моем блоге на платформе ГОЛОС: Про конфеты, Японию и закон Ома для участка цепи