Сказку страшную сказывать буду о добром молодце да русалке-оборотне на козельском зелье колдовством состряпанную. В тридевятом царстве да в соседнем государстве недалече от граду Козельску да в версте от Оптиной Пустыни озеро Любви разлилося красотою лепо! Начаться же сей песне по былинам сего времени:
17-й день путешествия, воскресенье 14 июля.
На карте совсем рядом с Оптиной пустынью обозначена палатка у озера. Видела, у стен мужского монастыря расположился палаточный городок - детский лагерь. Вот и подумала - "пионерское" это место - сюда, похоже, детей водят, да и паломники-туристы с палатками здесь располагаются на ночлег. Людно должно быть и красиво. Поеду - гляну...
Жмурюсь от вечернего тёплого солнца на уютной стоянке у маленького озера, ещё ослеплённая блеском куполов и всего убранства Оптиной пустыни. Низкие протяжные удары колокола разливаются по тёмной зеркальной глади воды. На песчаном берегу среди берёз и ёлок - добротные лавки со столом под двускатной крышей, врытый в землю мангал. Берёзовых сухих колодок напилено - мне на пару дней хватило бы. Как повезло-то! - думаю, снова вынесло заботливым ветром в эдакую красоту!
По противоположному берегу в каждой прорехе меж камышами недвижимо сливались с зеленью рыбаки. На этой стороне - крытые стоянки с удобными заходами к воде - одна за одной. Как выяснилось потом, оборудованы они силами заповедника "Угра". Сегодня вечер воскресенья, и одинокие авто съехали с озера навстречу рабочим будням. Я осталась одна на этом берегу.
Ни разу мне ещё не удавалось так рано стать на ночёвку. Времени и сил сохранилось много. Буду радовать себя царским ужином! Первый раз за поход свою "игрушечную" сковородку достала: зажарила в ней остатки дарёного сала, лук и сухие кусочки хлеба, завалявшегося в рюкзаке. Запах на весь лес! И тут - ап: с одной стороны два зеленых огонька - котик, а с другой - наглый еж, вылез из-под ржавой железной мусорки. Ушлые охотники за туристической снедью в мою сковородку целятся, призывая к бдительному вниманию.
Устроилась на лавке у костра, помолившись сумеречной озерной тишине, собралась ужинать. И так мне стало безнадёжно грустно одной такую вкуснотищу есть. Ажно глаза намокли, аппетит пропал. Каша из пакетика невкусной показалась. Предложила коту, ёжику - есть не стали, отдала рыбам... Сало хотела тоже отдать, но думаю: вдруг завтра все иначе обернётся - "утро вечера мудренее". Спрятала в сковородке под тент.
Ночь теплее, наконец, была (+ 12°С) - это кайф! Я, вся одетая по-зимнему, но уже в "термо-фольгу" летний спальник не заворачивала. Утром полил нескончаемый дождь. Не выходя из платки, стала сию повесть писать. Снаружи донеслись детские голоса, пометались вокруг озера и исчезли в усилившимся стуке дождя о тент.
Вылезла на свет поздно. Никуда сегодня не поеду - хорошо тут - днёвка! Небо снова порадовало солнцем. Пообедала. Радостно взялась за долгожданную стирку. До этого в дождях и холоде не представлялось возможности все это высушить. Красиво завесила всю стоянку яркими девчачьими велошмотками. Елочки засияли не хуже новогодних))
Вечером, оглядевшись по сторонам, рюкзак с паспортом на спину, палатку замкнула и в лес по ягоды. Долго ходила - как медведь - довольная! Возвращаюсь, а меня уже поджидают, машина рядом стоит...
И тут у меня сбылось: "Где-то там далеко-далеко есть земля, ты не поверишь, там снег, там столько снега, что земля не видит неба..."
- Здравствуйте! - возле моей палатки переминался с ноги на ногу, потирая замёрзшие руки, щупленький парень, - Вы не будете против, если я рядом с вами на соседней стоянке расположусь?
Я удивилась такому вопросу:
- Да, конечно. Чай, не я же их построила) - а сама подумала: вот на моей - не обязательно, кто его знает...
Он присел на пень поодаль, закурил:
- Вы не подумайте, я не маньяк какой. С женой поругался, вот приехал - хотел в машине в лесу переночевать. Ещё по давним временам помню - всегда на озере этом люду интересного много, шашлыки, живая музыка под гитару... Много лет не был здесь. А тут смотрю никого. Боязно как-то одному в лесу, хоть и в машине.
Вы не подумайте, я-то - дальнобойщик. Всю Сибирь объехал. И один, бывало, морозы минус 50°С, соляра замерзнет, чё делать?... Вот это действительно страшно. Как у Высоцкого в песне: "вперёд 500, назад 500, а после кто там разберёт..." Так-то я постоянно в фуре ночую - она большая, надежная, привычно. А эта маленькая машинка - не доводилось как-то, поди что там кому в голову взбредет, стекло разбить не сложно...
По мере неспешно строящихся фраз, вежливого обращения, без единого слова мата (на сурового дальнобойщика он тоже слабо похож) - что-то разуверилась я в маньяках в этом лесу.
Смешно стало - уже который раз ко мне обращаются в пути с заверения: "Я не маньяк, ..." Будто большинство мужиков в этой России уверены, что каждая девушка ежеминутно ждёт встречи только с маньяком и должна бежать от всякого, кто осмелится с ней заговорить... Может, это моя голова пуста от опасений, но так за всё путешествие злых людей мне не встретилось.
- Меня Андрей зовут.
- Аня)
- А я, Аня, давно вашу палатку с велосипедом заприметил. Смотрю, вещи сушатся девушкины... Наверно, думаю, парень с девушкой. Поехал вокруг, прогулялся. Долго Вас не было. Всё хотел спросить, а вдруг против будете, мало ли - своя компания...
- Это я по лесу гуляла, страсть как люблю малину кушать прямо с веток!
- А там есть?
- Да, как не быть, там дальше на просеке...
- Я же, знаете, сюда в плохом настроении ехал, взял маленькую коньячка, потянул... Спать, думаю, лучше буду. А тут приехал - Вы одна из лесу выходите! От уж не ожидал, сразу глаза протер - думал, галюники уже с пьяну))
- Ну что, настоящая?)))
- Кажется - да, только я еще не очень верю, что такое бывает.
- Да - в лесу бывает даже то, чего не может быть... Мелькнёт иногда какая-нибудь мысль, и на тебе - вот она уже перед тобой стоит из плотной материи. Это я уже не раз на себе убедилась в пути...
Тем временем я уж и костер развела. Аппетит подобрался совсем близко. Вспомнила свой вчерашний приступ одиночества. Все же столько дней одна, наедине с природой - сказывается: "Человеку нужен Человек!"(с) Желание поговорить, заботиться (видимо, чисто женское), и даже всё равно о ком, перелилось через край. Хлопец попался - я его придумала!
- Раз так, давайте ужин организуем! У меня, правда, только макароны и вчерашние шкварки. Вместо котелка пол-литровая кружка - одной хватает... Сейчас что-нибудь придумаем.
- Здорово! Я и на это не мог рассчитывать, только пачка сигарет с собой. Сейчас машину отгоню с дороги к соседнему домику...
Макароны в кружку варить закинула и задумалась: вот оно как обернулось-то - не зря сало приховала! Только вот что еще добавить к моей "каше без топора"?... Вспомнила, что мне давно хотелось попробовать: ютюбовские выживальщики говорят, корень камыша есть можно! Побежала к воде...
Возвращаюсь с ножом в руке и охапкой камышовых листьев с белыми корнями. Андрей уже поправлял костер. При виде такого зрелища, аж отодвинулся на лавке подальше:
- А-аа... Это зачем?
- Макарон мало, есть будем, - уверенно заявила я.
- Это же камыши! Их точно можно есть?
- Да, я люблю экспериментировать. Но Вы не волнуйтесь, сначала на себе попробую.
Андрей не улыбался, внимательно наблюдал за моими действиями. Я очистила пару белых оснований, зеленые листы срезала, сосредоточенно попробовала жевать:
- Тьфу! Какая гадость. Не жуётся. Нет, конечно, если совсем больше ничего нет, будешь с голоду помирать - сожрёшь и это... Но кажется, никакой разницы - если просто травы пожевать.
Андрей облегчённо выдохнул.
Макароны сварились. Я разложила их на две тарелки (у меня была алюминиевая емкость с крышкой - из двух одинаковых частей), заправила разогретыми шкварками с луком и сухариками. Ещё остался из монастырской столовой малосольный огурчик. Разрезала пополам, уронила нож под лавку. Не успела сообразить, что ложка-то у нас одна на двоих, как, поднимая нож, заметила - в песке и еловых иголках торчала забытая здесь кем-то ложка. Как "по щучьему веленью, по моему хотенью!"))
- Кто-то всё это подстроил... - не переставал удивляться Андрей.
А мне все равно еды казалось мало на двоих.
- Я сейчас! - схватила разрезанную коробку от сока и скрылась в лесу. Вернулась, наполнив ее заячьей капустой.
- А это что за трава? - переживал Андрей.
- Вы только не волнуйтесь - эту травку я знаю. Это заячья капуста, или кислица, знаете?
- Нет, не сталкивался.
- Я думала, её все знают. С детства люблю в лесу пощипать - кисленькая, там витамин С. Ща ее с огурцом покрошу - обалденный салат будет!
Андрей уплетал кушанье за обе щёки. Мой аппетит тоже вернулся в полном объёме. Ужин превратился в царский пир. И полилась беседа. Тихие, но увлеченные голоса поплыли во тьму над спокойной водой. Воздух иногда разрывался бурной жестикуляцией то одной, то другого.
- А куда ты дальше поедешь? - спросил Андрей.
- Не знаю, завтра решу по погоде.
- Тут недалеко место аномальное есть - Чертово городище. Мы с другом пару лет назад там были. Валуны древние здоровые раскиданы, покрытые мхом светящимся, лишайниками, каких у нас здесь не растёт. Я такие только далеко на севере видел. Нас и правда там чёрт водил: в какую сторону от валунов ни пойдем, в одно и то же место к речке Чертогрязке попадаем. Чуть выбрались оттуда к вечеру.
- Это судьба! Недаром я здесь - вот и маршрут дальнейший нарисовался. А как туда попасть?
- Вечером туда точно не надо ехать, место такое странное... Я могу завтра за великом сгонять в Козельск и показал бы тебе сам.
- Круто! Поехали!
Собеседник оказался интереснейший! Тут была и история Козельска и ракетной дивизии, из-за которой города не было на карте, и мужской монастырь с его легендами, и проблемы семьи (не столько своей, сколько вообще), бизнеса, и дальние сибирские снега и попутчики, и книги...
Он говорил, говорил... А я думала, как же все одинаково, и всё повторяется в России с Петровских, а то и раньше, времён (из известного из книг). Как же все-таки похожи путешественники и дальнобойщики, семья и попутчики, простые желания всех людей...
- А ты о чем мечтаешь? - неожиданно спросил Андрей.
Я потерялась в собственных мыслях, не находя слов. Ощущение сбывающейся мечты радостью заполняло сознание. Так долго мне хотелось оказаться там, где я сейчас, на своем пути, у которого нет ни дат, ни конечной точки. Еще совсем недавно это желание было несбыточным. Каждый день мне хотелось чуть больше тепла и солнца, и оно появлялось, только не сразу. Мне хотелось делиться происходящим - и вот мы здесь сидим и беседуем... Я уеду в ближайший Сосненский, а дальше - куда клубочек выведет. Возникший из ниоткуда собеседник уедет в Красноярский край, где всё пропахло гарью этим летом. Может быть, мы не вспомним имена друг друга. Но это событие одно из тех, которые потом годами идут с тобой рядом, создавая опору, что удержит на плаву.
- Кажется, я уже нахожусь здесь, в мечте. А отсюда сложно сейчас захотеть чего-то еще... - произнесла я. Потом пыталась выразить словами весь этот завертевшийся внутри вихрь чувств, но кажется, у меня ничего не получилось. Собеседника в этот момент уносило мыслями куда-то далеко, во что-то свое, сокровенное... И это красиво, думала я. Мы оба замолчали. Он снова закурил, отошел в сторону. Я заварила собранный, приготовленный в этом же походе иван-чай и бросила в кружку щепоть чабреца.
- Снова травки, - заметил Андрей.
- У меня есть ещё покупной чай в пакетиках.
- Нет, мне интересно такой попробовать.
Он вдруг стал серьёзным и спросил:
- А ты знаешь, что русалки на самом деле есть?
- Мне не встречались, - улыбаюсь.
- Да, для женщин они безопасны, а мужчин они недолюбливают. Одному ночью у воды в безлюдных местах лучше не ходить. Мой друг сам видел русалку!
И Андрей поведал почти научную историю о русалках. О том, что озеро Любви неспроста так назвали. Есть легенда об утонувшей девушке из-за несчастной любви... Я поняла: русалки для Андрея - это важно!
И так он распалил себя в этой теме:
- А я вот не уверен. Это раньше они в венках и в мокрых белых ночнушках из воды выходили. А теперь, может, эволюция. Они возле озера засаду делают, а выходят из лесу... в светоотражающих полосках...
- Ага, - смеюсь), - и вместо ступы с метлой - вон горник стоит, прикрытый желтой тряпочкой.
- А что, - без тени улыбки продолжает Андрей, - вон та тоже в чай и в еду всякие такие травки сыпала... А потом мужика в озере нашли.
Коньяк потихоньку отпускал, способность говорить угасала.
Подступал сон.
- Искупаться перед сном хотел, - произнёс Андрей.
- Купайся, вода теплая, - отзываюсь я, домывая посуду в озере, - я пойду в палатку порядок наводить.
Он как-то недобро глянул на меня и пошел далеко в темноту - на дальний мостик купаться, от греха подальше.
Утром к кострищу вышли одновременно. Я из теплой палатки. А Андрей замерз в своей машине. Погода снова была нелётная - моросил дождь.
- Сейчас кофе попьем! - предлагаю я.
Андрей протянул мне мой телефон, который я попросила зарядить в машине. От кофе отказался, сославшись на срочные дела, и исчез, оставив на песке свежий след от колёс.
Я понимаю - утром всё по-другому видится: жена волнуется, работа ждёт. Но вертелась в голове мысль: рад Андрей, что живым после этой ночи ноги унес.
Может быть, "маньяк" - это я?...