(по записям Маи Петровны)
В августе 1952 года, после 7 класса, меня отправили в Иркутск учиться в техникум. Пора следующему вставать на ноги, помогать маме. Рая уже училась в дошкольном техникуме в Иркутске. Ниля осталась в школе заканчивать 10 классов. Тамара меня жалела. т.к. здоровьем я была слабенькая (в каком-то классе проучилась только полгода, остальное болела. А в шестом классе (учились со второй смены) меня прямо из класса на телеге увезли в больницу с каким-то приступом. Помню, что было темно и холодно, или поздняя осень, или начало весны, и сильно болел живот). Тамара с большой любовью и заботой собирала меня, укладывала чемодан со слезами. Отдала своё ватное одеяло (небольшое синее, мягкое). Ехали мы из Киренска в Иркутск на учёбу человек 7-10. Сначала плыли по Лене на пароходе третьим классом (без каюты и определённого места). На палубе холодно, особенно ночью. Мы устраивались около машинного отделения прямо на полу. Шум, грохот, гарь, смрадный запах, но хотя бы чуть теплее. Потом от реки Лены до Ангары ехали по суше в кузове грузовой машины. Затем снова на пароходе по Ангаре до Иркутска. Встретил меня дядя Гоша (Георгий Иосифович – папин родной брат). Я его раньше не видела, и он меня, но как-то узнал. Сам ко мне подошёл и привёл меня к себе домой. Жил он с семьёй в небольшом домике, состоявшем из нескольких маленьких комнат. Прихожая, где стояла кровать хозяев (его и тёти Веры), маленькая кухонька (один стол и печь), "зало" (стол, буфет, табуретки) и маленькая комната, где стояла кровать для сына Евгения и невестки Нади и детская кроватка для внучки Любы. Между ними можно было проходить только боком. На второй год жизни у них родился ещё один ребёнок, внук дяди Гоши и тёти Веры, - Андрей.
Спала я у дяди Гоши на полу в комнате около окна. Одеяло Тамары меня согревало и скрывало мои слёзы, - ночью я плакала.
Я приехала со справкой о рождении. Дядя Гоша помог восстановить документ, - свидетельство о рождении,- и повёл в пушно-меховой техникум, который был поближе к дому. Я сдала вступительные экзамены и началась моя учёба.
Мая
(в справке о рождении её имя было записано именно так, без «й»
так и осталось на всю жизнь )
Мая росла спокойным, доброжелательным ребёнком. Очень аккуратная. Когда девочки садились делать уроки, часто кто-либо из сестёр спохватывался, что потеряла или где-то оставила резинку-ластик или карандаш, или перо: потеряли в школе или дома куда-то затерялось. У Маи никогда ничего не терялось. В её пенале аккуратно лежали все принадлежности, необходимые для школы. Все сёстры знали, что у них есть самая аккуратная сестрёнка, и, у неё можно всегда взять на время выполнения домашнего задания всё, что необходимо для черчения, рисования и письма. Что бы ни спросили сёстры, у Маи всегда есть, и она знает, где у неё что лежит.
Мама рано утром вставала, чтобы выкатывать тесто, Мая вставала тоже и помогала ей. Когда после ужина все занимались своими делами, Мая снова помогала маме убрать посуду и сделать какие-то приготовления на завтрашний день. После окончания семилетней школы с отличием окончила пушно-меховой техникум, а потом поступила без экзаменов на биолого-почвенный факультет Иркутского Государственного университета им. Жданова (дневное очное обучение). По его окончании сначала работала в школе учителем биологии и химии, затем какое-то время работала на кафедре почвоведения Иркутского Государственного университета. С 1967 года - преподавателем химии и микробиологии в техникуме советской торговли г. Иркутска. Отменная хозяйка. Сейчас на пенсии.