Третья книга цикла “Les Cités obscures” — “La Tour” (“Башня”) — показалась мне более сложной, чем две предыдущие. Интерпретаций возникло много, но все они какие-то неубедительные или недоведенные до ума. Концовку я вообще не поняла.
О чем? Джованни Баттиста, один из старейших хранителей Башни, из года в год, изо дня в день честно несет свою службу: тщательно следит за состоянием вверенного ему участка Башни, латает дыры, устраняет обвалы и регулярно пишет отчеты инспектору, чьего прихода ждет с особым нетерпением. Ему, Джованни, есть что поведать инспектору, особенно о звуках разрушения, раздающихся из соседних, неподконтрольных ему, секторов. Только вот инспектор все не идет и не идет. И вот в один из самых обычных дней Джованни решает отправиться к инспектору сам, но непостижимым для себя образом превращается в великого путешественника, которому предстоит достигнуть вершины Башни, посмотреть на нее со стороны, проникнуть в центр и, в конце концов, оказаться у её основания. Само по себе путешествие не кажется чем-то особенным, если не брать в расчет два удивительных обстоятельства. Во-первых, у Башни нет ни начала, ни конца. Точнее, чисто гипотетически где-то она начинается и где-то заканчивается, но, и это во-вторых, ни одному человеку до Джованни не удавалось совершить подобное путешествие. Заканчивается комикс исходом Джованни и его молодой спутницы, — да-да, не обошлось без любви, — из Башни. Но обстоятельства, при которых они ее покинули, и мир, в который они попали, вызывают массу вопросов.
Аналогии с Вавилонской башней напрашиваются сами собой: достаточно посмотреть на изображения Башни в комиксе и сравнить их с картинами художников Возрождения. Только вот Вавилонская башня стала причиной разобщения людей, а Башня Скоитена и Петерса была построена для того, чтобы положить конец кровопролитным войнам, раздиравшим континент. Она должна была стать отражением Вселенной и приблизить людей к Богу, но оказалась всего лишь каменным сооружением, подверженным разрушению.
Интересно, что хранителя Башни зовут точно так же, как знаменитого “бумажного архитектора” 18 века Джованни-Баттиста Пиранези, оставившего огромное количество архитектурных пейзажей. Работы Пиранези знамениты не столько проектами зданий, большая часть которых так и не была реализована, сколько особой атмосферой, созданной в этих пейзажах. Видное место среди его работ занимает цикл “Темницы” с фантасмагорическими каменными постройками в духе “Башни” (http://www.raruss.ru/books-forever/books-forever-2/1958-piranesi-carceri.html).