Жуков или Василевский?
Народная мудрость гласит, что у победы много родителей, а поражение всегда сирота. Так вышло и с историей окружения 6 немецкой армии Паулюса под Сталинградом. Планирование операции осуществлялось Генштабом по указанию Сталина. И под его личным контролем.
Начальник Генштаба А. Василевский лично рисовал стрелки на карте, мотался на фронт и обратно, а Сталин занимался формированием резервов и работой с директорами военных заводов, вооружавших армию.
В это время генерал Г. Жуков командовал Западным фронтом. С зимы 41-го он пытался окружить немцев в районе Ржева и Вязьмы. Весной и летом 42-го на южном направлении наши войска наступали на Харьков, высаживались в Крыму, отступали от Харькова, оставляли Крым, а Жуков штурмовал немцев под Вязьмой. Летом 42-го немцы шли на Кавказ и подошли к берегу Волги в Сталинграде. А Жуков штурмовал Ржев и Вязьму.
И вот осенью, когда в СССР были сформированы стратегические резервы, Сталин отдал приказ об окружении немцев под Сталинградом, под Ржевом и Вязьмой, о прорыве блокады Ленинграда.
Кто начнёт раньше?
После войны историки подсчитают, что группировка войск у Жукова была значительно сильнее, чем у Василевского под Сталинградом. Но вышло так, что на южном направлении был достигнут успех, в корне изменивший ход войны. А на Западном фронте Жуков… продолжал штурмовать Ржев и Вязьму.
Поэтому важнейшую стратегическую операцию объявили «отвлекающей». Её задача была не допустить переброски немецких войск на юг, с целью деблокировать окружённую армию Паулюса. Однако, для отвлечения внимания противника применяют меньше сил и средств, чем для нанесения главного удара. А Жукова войск было больше, чем под Сталинградом.
По замыслу Ставки, обе операции должны были начаться одновременно, но Жуков накануне заявил, что его армии не успевают закончить сосредоточение к указанному сроку. Поэтому Василевский начал наступление 19 ноября, а Жуков – только 25-го.
По лекалам генерала Брусилова
Василевский наносил удар двумя группировками по сходящимся направлениям и добился успеха.
А Жуков воевал так, как это делал генерал Брусилов в годы Первой мировой: армии наносили изолированные удары, каждая в своём направлении, каждое в разное время. Но то, что принесло успех 20 лет назад, было уже устаревшим: немецкий генерал Модель гонял резервный танковый корпус, словно пожарную команду, успевая наносить контрудар, восстанавливать положение на одном участке фронта, чтобы ночью совершить марш-бросок и наутро контратаковать уже в другом месте.
В итоге оставить Ржевско-Вяземский выступ немцам пришлось позже, под давлением побед советских войск, наступавших на юге.
Понравилось? Подпишись на канал, чтобы не пропустить много интересного!