Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев предложил "Газпрому" забронировать транзитные мощности украинской ГТС на полтора десятилетия и даже назвал тарифы, которые устроят Киев. Продолжение транзита на сегодняшних условиях, по его словам, может приравниваться к контрабанде.
Без компромиссов
По итогам трехсторонней встречи в Брюсселе, состоявшейся в конце прошлой недели, Андрей Коболев выдвинул такие условия: "Газпром" бронирует украинскую ГТС на ближайшие 15 лет и получает гибкую систему скидок. При транзите 60 миллиардов кубометров газа в год прокачка тысячи кубов на сто километров обойдется России в 3,21 доллара (на 0,6 доллара больше, чем в этом году). При 90 миллиардах — на 20 процентов дешевле.Москва посоветовала Киеву не бежать впереди паровоза и для начала решить насущные проблемы. В первую очередь это касается обещания "Нафтогаза" отказаться от контроля над "Укртрансгазом" (так называемый анбандлинг), превратив его в независимого оператора. В "Газпроме" уверены, что руководство компании настолько затянуло с этим, что к концу года оператор не успеет пройти все предусмотренные европейским законодательством процедуры по сертификации.
Без этого заключать новый контракт с Киевом никто не собирается, поэтому российская сторона выдвинула компромиссный вариант — продлить действующий договор на короткий срок, чтобы у "Нафтогаза" хватило времени выполнить взятые на себя обязательства. Однако Коболев сразу это отверг.
"Я не могу себе представить, как можно следовать законодательству, пересылая газ из России без контракта. Это может рассматриваться как контрабанда", — заявил глава "Нафтогаза" в интервью Deutsche Welle в прошлую пятницу.
Еще одно препятствие для заключения нового транзитного контракта — спор "Нафтогаза" и "Газпрома" по предыдущему договору, который уже пять лет рассматривается в европейских судах. Хотя уточненный иск российского газового холдинга, поступивший в Стокгольмский арбитраж в июне, требует от "Нафтогаза" 2,1 миллиарда долларов и фактически угрожает банкротством украинской компании, Киев не хочет идти на мировое соглашение.Дело в том, что, не дожидаясь окончательного вердикта суда, Коболев и его коллеги в "Нафтогазе" выписали себе премию в 286 миллионов гривен. Возвращать "аванс" на счета компании желания нет, поэтому вопрос о судебных спорах для руководства украинской компании оказывается самым важным. Недаром исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко, комментируя в фейсбуке переговоры в Брюсселе, не упомянул ни о чем, кроме решений Стокгольмского арбитража Отметим, что министр энергетики России Александр Новак вполне допускает бронирование транзитных мощностей как на короткий, так и на длительный срок. Но делать это во время судебного разбирательства по поводу предыдущего договора было бы странно.