И в древней Индии, и в Китае врачи и целители получали плату и признавались достойными представителями своего сословия только тогда, когда им удавалось сохранить здоровье человека. В случае заболевания они стремились восстановить первоначальное состояние, здоровое и гармоничное функционирование тела, ума и души. Поэтому, почти все дальневосточные учения, как индийская аюрведа, китайские акупунктура и акупрессура или японское шиацу, направлены, в первую очередь, на сохранение здоровья. Все методики ставят целью создание и укрепление сил самоисцеления. Эти силы, внутренне присущие каждому человеку, служат основой для жизни без страданий, недугов и боли. Поэтому все такие учения располагают обширными знаниями о профилактических меропри¬ятиях. К тому же они строятся на прочном философском фундаменте, позволяющем объяснять действие конкретных методик и показывать людям практические возможности жизни с полноценными ощущениями.
Поиск смысла жизни поэтому, всегда тесно связан со стремлением к здоровью.
При западном жизненном уровне эти или аналогичные мечты фактически уже стали важнейшей реальностью нашей жизни.
Но, может быть, вы относитесь к людям, которые хотели бы всю жизнь сохранять здоровье, но отнюдь не потому, что вы неизлечимо больны, а потому что чувствуете, что здоровье тела и духа гораздо важнее, чем постоянное стремление к материальному богатству. Счастье, радость жизни и здоровье — эти первичные человеческие потребности звучат в наше время почти как сказочные понятия. Тот, кто нашел эти три бесценных сокровища, проживет в довольстве до старости... Мы знаем, что путь к безупречному здоровью не так просто найти, и поэтому многие наши современники ограничиваются лишь его внешними признаками - то, как человек выглядит и как он "действует", оказывает в наши дни гораздо большее впечатление, чем то, что он думает и как он себя чувствует.
Аюрведа по Махариши
Современная система — Махариши Аюрведа, — основанная на прозрениях древних мудрецов, не была известна на Западе до 1985 года. Она названа по име¬ни Махариши Махеш Йоги (основателя учения о трансцендентальной медитации), который начал воз¬рождать Аюрведу в начале 80-х годов нашего столе¬тия. Махариши Аюрведа — это система медицинской профилактики и заботы о здоровье человека.
Махариши Аюрведа оказалась полностью совместимой с западной медициной. Их сочетание олицетворяет собой единение древней мудрости и современной науки.
Учение о дошах
Каждый человек реагирует на один и тот же внешний фактор по-разному. Например, как он переносит климат, пищу, лекарства, стресс или прочие жизненные обстоятельства, зависит от его внутренней натуры, его темперамента, характера и телосложения. Учет этих взаимосвязей и относится к основам аюрведы.
Типы тела
Значение и функции этих трех биоэнергетических сил разъясняются в учении о трех дошах, которое является основой аюрведы. По этому учению, в каждом живом организме присутствуют три невидимых, связанных между собой вида энергии, которые действуют и регулируют организм. Они определяют внешнюю форму, как и внутренние функции. Применительно к людям это означает, что наша жизнь, физическое и душевное здоровье, как и наша сущность определяются составом и взаимодействием этих трех тонких материальных энергий.
Согласно Махариши Аюрведе, существуют три основные причины, по которым определение типа тела является первым шагом на пути к абсолютному здоровью:
1. Семена болезни проявляются в юности, таким образом, имея правильное представление о своем типе тела, человек уже в этом возрасте может сделать наиболее эффективные шаги по предотвращению болезни, когда она еще не проявилась.
2. Тип тела позволяет проводить правильную профилактику.
3. Типы тела позволяют проводить более правильное лечение после первых симптомов болезни.
Чтобы отыскать глубинное происхождение типов тела, Махариши Аюрведа исследует точку пересечения сознания и тела, а таковая имеется. Всякий раз, когда какое-либо событие происходит в сознании, оно вызывает ответную реакцию тела. Аюрведа говорит, что эта взаимосвязь осуществляется «на стыке» сознания и тела, где мысль обретает материальную форму, и начинают действовать три главных принципа. Доши уникальны и важны, потому что они позволяют наладить диалог сознания и тела. Все желания человека, его надежды, страхи, мечты вместе с самыми неотчетливыми эмоциями оставляют свой отпечаток на его физиологии — эти ментальные события постоянно воздействуют на организм и как бы «разговаривают» с ним. Для большинства людей эти сигналы не столь животворны, как они должны были бы быть.
Согласно Махариши Аюрведе, главная причина того, что нарастание энтропии преобладает над эволюционным развитием, кроется именно тут: дисбаланс между дошами — первый признак того, что сознание и тело плохо скоординированы. С другой стороны, восстановление дошей открывает, возможность системе «сознание — тело» всегда сохранять равновесие, быть здоровой и все время развиваться.
Пять стихии (составных элементов) жизни
Все живое на нашей планете состоит из пяти стихий - это земля, вода, огонь, воздух и эфир (пространство). Эти пять стихий в аюрведе обозначаются как "составные элементы бытия". Они сосредоточивают в себе интеллект нашей натуры и формируют структуру нашего материального мира. Они делают нас тем, что мы есть, а именно: живыми организмами, которые построены по внутреннему плану на основе информации с глубокими корнями — это интеллектуальная первичная субстанция, которая управляет развитием каждой клетки нашего тела. Представьте себе стихию земли как вещество, стихию воды как жидкость, стихию огня как энергию, стихию воздуха как подвижность, и стихию эфира как пространство, которое окружает материю.
Пять стихий образуют три биоэнергии
- Эти пять основных элементов объединяются, по аюрведе,
- - три элемента жизненной или биологической энергии:
- - эфир и воздух образуют принцип движения,
- - огонь и вода являются принципом превращения,
- - земля и вода являются принципом придания формы, т. е. структуры.
- Эти три жизненные энергии имеют в аюрведе наименования: "вата", "питта" и "капха".
И так, три доши:
1. ВАТА ДОША («вата» — букв, «ветер»);
Энергия вата: все в движении
Из эфира и воздуха возникает вата - доша, ответственная за жизненный принцип: «Движение, течение и движущая сила». Свойства обеих стихий лучше всего описать как проникающие, подвижные, гибкие, легкие, шероховатые, сухие и холодные. В природе вата приравнивается также к ветру. В нашем теле энергия вата управляет всем, что отвечает за движение тела и ума и органов чувств и за процессы выделения. «Вата» является дошой-«царем», поскольку она представляет собой чистую жизненную энергию и приводит в движение обе другие доши – питту и капху. Сила ваты воз¬буждает нашу душу (психику), она регулирует дыхание и вызывает активность.
2. ПИТТА ДОША («питта» — букв, «желчь»);
Энергия питта: все претерпевает изменения
Доша питта состоит из огня и воды. При этом находит выражение главным образом сила стихии огня, а стихия воды оказывает лишь небольшое влияние. В принципе, огонь имеет свойство изменять материю, поскольку он преобразует горючие вещества. Огонь создает также жар, его пламя оживленно, легко, проникающее, сухо и светло.
В связи с такими свойствами, питта в нашем теле отвечает за все реакции, при которых возникает тепло. Кроме того, она обладает сжигающим действием и при переваривании пищи. Она сохраняет тепло тела и снабжает его отдельные органы теплом. Все процессы переваривания и обмена веществ управляются этой дошой. Питту называют также "движущей силой жизни", поскольку она обостряет интеллект, стимулирует способность к движению и возбуждает у человека целеустремленность
3. КАПХА ДОША («капха» — букв, «слизь»).
Энергия капха: все имеет сложившуюся структуру.
Комбинация воды и земли дает дошу капха, которая поэтому имеет водянистые и твердые свойства, наподобие земли. Характер действия воды заключается в том, чтобы сделать тело влажным и плотным, а также, чтобы его жидкие составляющие находились в движении.
Ее свойствами являются плотность, тяжесть, мягкость, инертность, текучесть, влажность и холод. Принцип действия стихии "земля" заключается в том, чтобы сделать тело твердым, сильным, тяжелым и жестким. Обобщенно для доши капха действуют следующие характерные признаки: тяжелый, маслянистый, медленный, холодный, устойчивый, прочный и инертный. Применительно к телу энергия капха действует, придавая форму и формируя структуру. Капха отвечает за строение клеток и скелета. Она придает телу устойчивость и прочность, но одновременно и гибкость. Если обе другие доши — вата и питта - приводят в действие и нагревают наш жизненный двигатель, то капха заботится о том, чтобы мы правильно и сбалансированно обращались со своими жизненными энергиями. В качестве структурного принципа она отвечает за психофизическую устойчивость и стойкость. Она предоставляет резервы, которые придают телу и душе силу и выдержку.
Как учит Махариши Аюрведа, каждая клетка человеческого организма должна содержать все эти три функции. Чтобы жить, в теле должно происходить движение (Вата), которое осуществляет процесс дыхания, кровообращения, поступление пищи через пищеварительную систему; оно также посылает нервные импульсы в мозг и из мозга. В теле кроме того должен происходить обмен (Питта), который подвергает обработке пищу, воздух и воду во всей системе. Имеется еще и структура, которая соединяет клетки, образуя при этом мускулы, жир, кости и сухожилия. Такая структура называется Капха.
Согласно Аюрведе, точно так же, как есть три типа дошей, существуют и три основные конституции человека, которые зависят от того, какой тип доши доминирует в его организме.
Для человека очень важно установить, к какому типу доши он принадлежит, т. к. это помогает выбрать правильную диету, физические упражнения, режим дня, а также принять другие меры для предотвращения болезни. Однако следует иметь в виду, что в каждом человеке присутствуют все три доши, которые нужно поддерживать в равновесии. Узнав тип своего
тела, человек получает возможность установить в своем организме ПОЛНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОШИ, ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ В ЧЕЛОВЕКЕ
ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ ЧЕЛОВЕКА
ВАТА
- Тонкокостный, худощавый человек.
- Кисть тонкая, на ощупь холодная и сухая.
- Движения быстрые, походка легкая, воздушная
ПИТТА
- Среднее телосложение; волосы рыжеватые, тонкие или седина, облысение.
- Кисть средняя, на ощупь теплая, приятная.
- Движения уравновешенные, походка нормальная.
КАПХА
- Ширококостный, склонный к полноте человек.
- Кисть широкая, на ощупь холодная и влажная,
- Движения плавные, замедленные, походка неторопливая.
Друзья, попробуйте определить тип своего тела. В следующих статьях мы рассмотрим основы питания для каждой доши.