История моих журналистских стажировок
Эта статья не сводка 10 советов как попасть на стажировку. Это просто история моего опыта.
Все проще, чем кажется.
Погружение в жизнь журналиста началось для меня в 9 классе.
На тот момент я озадачилась вопросом о поступлении на журфак, но не до конца понимала чем же занимаются люди данной профессии. Я была наслышана о том, как сложно попасть в штат, конечно же пересмотрела раз 10 фильм «Дьявол носит PRADA» и еще больше загнала себя в рамки и стереотипы о том, что это нереально и может быть лет через десять я дойду до этого этапа. Короче говоря, для меня это было недосягаемым киношным миром. Но вскоре я спросила себя: «Если не сейчас, то когда?».
И выбрала самый короткий путь. Нашла два издания, которые мне показались самыми профессиональными в моем городе. Их визуальная и содержательная составляющие были для меня близки. Контакты главного редактора было легко найти в просторах интернета. Но написала я не на почту, а на страницу Вконтакте. Сейчас я бы поискала его официальный email и прочую дребедень, но моя детская наивность помогла мне дойти до простой мысли. Для того, чтобы попасть в издание, нужно просто написать редактору. Одно действие для первого шага. Скажу честно, до этого у меня не было ни одной полноценной статьи, которую я могла бы с гордостью выдать на стол редактору. Все чем я занималась в этой сфере это ходила на занятие в кружок журналистики, который был посредственным. Просто в 7 классе я не знала куда себя деть и за компанию начала его посещать. Нам давали только теорию и минимум практики.
Одно из выбранных изданий было по типу «Афиша» , а второе считалось лучшим глянцем в моем городе. Ко второму я испытывала больший интерес, так как оно ценилось в узких кругах больше. Но мое письмо в глянце игнорировали и я была уже уверена, что им такие кадры не нужны и не питала особых надежд.
P.S. прежде чем писать в какое-либо издание о просьбе, убедитесь, что вам близка их информационная политика, рубрики, сразу прикиньте в каком направлении вы себя видите. Это очень важно, потому что свои дальнейшие материалы вам надо будет «подгонять» под стиль именно этого издания, их материалов. Изучите перед собеседованием все эти нюансы, иногда могут задать вопросы именно о них, а не только о вас.
Нас бьют - мы летаем.
А вот первое издание ответило сразу, в разговоре было видно, что редактор не так заинтересован в неопытных школьниках. Она дала задание, сказала сроки и я побежала выполнять его. Потратила неделю(!) на один материал, сейчас я понимаю, что это слишком много. Бегала по городу, искала контакты нужных людей, договаривалась о встречах для комментариев, прогуливала даже школу для этого! И вот я, наконец, завершила свой первый материал и с гордостью отправила его. А в ответ получила моральную пощечину. Редактор раскритиковал его в пух и прах. Помню до сих пор, как каждая строчка моего материала была выделена красным цветом и пестрыми пометками. Ей абсолютно ничего не понравилось. А я была готова разрыдаться от отчаяния, сидела еще неделю с мыслями о том, что я бездарность, искала другие факультеты и вообще остановилась на логистике. Да, вот так далеко завело меня отчаяние. А потом мне пришло уведомление о том, что редактор из глянца ответила на мое сообщение. И тут что-то щелкнуло. Надежда. Я начала диалог с собой, успокоилась и решила, что если и на этот раз я не справлюсь, то навсегда оставлю идею заниматься журналистикой. Но есть еще кое-что, что я сделала. Я прочитала снова ту критику первого редактора и решила ее воспринять объективно, реально взглянуть на ошибки и понять, как их исправить. Это очень важно на первых парах- воспринимать здоровую критику. Только этот шаг помог мне начать расти.
Меня позвали на собеседование в глянец. Помню свой мандраж, как я заходила в этот огромный бизнес-центр, села на этот кожаный диван и встретила перед собой лучезарно улыбающуюся женщину. Она была очень мила и приветлива, говорила со мной об издании, обо мне. Дала мне пробную статью. И тут началась жесть.
Мероприятие, о котором должна быть статья проходило в Америке. В интернете не было ни одного источника на русском. Я прошаривала аккаунты всех соц сетей организаторов этой выставки и сидела за переводом около 10 часов. Два дня я убила на эту статью. И вскоре получила телефонный звонок. Это был редактор, и она около 10 минут говорила о том, в каком она восторге от статьи. Именно в тот момент, я осознала, насколько я люблю это дело. Это действительно то, чем я хотела бы заниматься по жизни.
С того момента я еще год проработала там как внештатный журналист и по сей день иногда подрабатывают там. Когда я собирала портфолио для поступления мы очень душевно поговорили с редактором, и она рассказала мне, почему же взяла школьницу на стажировку.
Все дело было в письме. По ее словам, в начале нашей переписки она даже не задумывалась о том, что я ученица. По разговору она дала мне возраст зрелой девушки, и отметила воспитанность. Очень важно то, как вы обращаетесь в письме к редактору. Они целыми днями получают огромные потоки писем, где студенты просят скорее взять их на практику, потому что горят дэдлайны. Будто все обязаны дать им это место. Тактичность и воспитанность никому еще не мешали. Так же редактор сказала, что через мое письмо она увидела действительно большое желание творить, писать, создавать. Это не было обычной просьбой. Я не просила оплаты, поднятия по карьерной лестнице. Я просила лишь возможность заглянуть в «закулисье» редакции.
На собеседовании мне задавали вопросы о моих увлечениях, хобби. Важно показать себя разносторонним человеком, любопытным во всем. Таким должен быть журналист. Но не врите в этом пункте, не приписывайте себе навыки, которыми вы не обладаете, потому что все это проверяется. Как, например, на мой навык изучения английского мне и дали пробную статью, где нужно искать информацию с иностранного источника.
В начале моей стажировки мне давали задания еженедельно. А потом звонки затихли. Я поняла, что это проверка на инициативу. Да, вы должны выполнять задания редактора, но не стоит ждать у моря погоды и думать, что если вам ничего не дают, то можно и отдохнуть. Предлагайте свои идеи, свой материал. Редакциям очень нужны творческие, инициативные люди! Так я предложила аккредитовать меня на неделю моды в Москве, о которой мечтала уже очень давно. Мою инициативу с радостью поддержали. А после поездки я услышала слова о том, что редактор считает мою работу в издании лучше даже тех, кто состоит в штате. Потому что многие, работая здесь несколько лет, перегорают и уже не проявляют этого азарта, они не хотят искать новое, им удобно в своей зоне комфорта. Это очередной плюс "молодой" крови, поэтому ярко демонстрируйте эти качества!
Не бойтесь браться за жанры, в которых вы еще не работали.
Однажды мне поступил звонок . Это редактор сказала, что задание будет сложным. Рекламная статья. Заказчики-существа очень капризные. «Не волнуйся, если в итоге ты увидишь в журнале всего 3-4 своих предложения, это нормально. Заказчики часто переделывают текст, если он им не нравится» сказала редактор. И в итоге я принялась изучать этот вид материала, тут даже помогла моя школа журналистики. Статья была готова, и по итогу не было убрано ни единого слова. Так что важно лишь грамотно изучить, а потом пытаться и пытаться. Не ставьте себе рамок! Вы пришли на стажировку, чтобы прокачать свои скилы, а как вы это сделаете, если будете бояться ошибок?
На одной волне
Если вы не переносите на дух редактора или у вас разные взгляды на материалы, а очередное контактирование с ним для вас мука, то выход один. Уходите в другое издание. Если вы не будете чувствовать друг друга, то никакого плодотворного сотрудничества у вас не выйдет. Проверено на собственном опыте. Мне повезло с редактором глянца, в котором я работала. Мы были во много очень похожи, как характером, так и идеями по поводу материалов издания. Иногда наши обсуждения могли перейти от рабочей темы к семейной. В такой обстановке гораздо комфортнее работать, вы движетесь в одном направлении общими усилиями, а не в одиночку.
Штат или онлайн
Скорее всего многие из вас задавались вопросом, можно ли работать онлайн с изданиями, не приезжая в штат? Это прекрасная возможность для тех, у кого в городе нет достойных изданий и тех, кто хотел бы проходить практику в другом городе.
В моем издании мне разрешали работать как в офисе, так и дома. Но в большинстве случаев редакторам выгоднее, если вы будете работать дома. Не у каждого штата есть возможность устанавливать дополнительное рабочее место и компьютер на стажера. Если же издание находится не в вашем городе, то тут все зависит от событий, которые оно освещает. Если это глянец, то вероятность, что вас возьмут онлайн высока. Так как охват событий в них не только местного характера, но и мирового.
Какого работать в глянце?
В глянцах все держится на рекламе. Это сложность данного вида. Рекламодатели диктуют свои правила, иногда повреждая целостность вашего материала. Все решает потребитель и производитель. Вы должны подстраиваться под аудиторию глянца, понимать, куда обеспеченный человек пойдет, а куда нет. На что он готов потратить деньги, а на что нет. Здесь не опубликовать глубокие аналитические жанры, материал немного «поверхностный», развлекательный. Лично я поработала в двух глянцевых изданиях (второй на первом курсе) и это направление сейчас кажется мне уже не таким интересным. Хочется двигаться дальше, писать серьезные, большие материалы. Использовать новые техники, свободы хочется! Если вы вдохновились фильмами, где журналистам отдают кучу дорогой дизайнерской одежды, то спешу развеять ваши надежды. Это бывает, но редко, только в крупных изданиях и чаще всего не журналистам, а арт-директорам и сотрудникам, которые занимаются съемками (!!)для журнала, а не написанием текста.
Зачем?
После фразы «Я попала на стажировку» часто следует : « А сколько платят?». А когда ты говоришь, что нисколько, многие готовы покрутить пальцем у виска. Запомните, что стажировка платит опытом. Журналист такая профессия, что без практики вы никогда не дойдете до вершин. Ее не взять теорией. Поработав год, будучи школьницей в издании, я узнала все азы и даже больше, чем то, что узнала, изучая журналистику в ВУЗе на первом курсе. Развивайте себя, работайте на свое портфолио, оно вам пригодится не только для поступления, но и в дальнейшем профессиональном пути. В моем случае это помогло устроиться в еще один глянец, но уже в городе, в котором я сейчас учусь. Туда брали лишь студентов 3 и 4 курса после тщательного отбора. Но когда редактор взглянула на мое портфолио и узнала, что мне 18 лет, она сразу же сказала, что хочет поработать со мной. Для упорных и инициативных двери открыты везде! Просто пробуйте и не бойтесь совершать ошибки.