Продолжим вспоминать советскую косметику. Большей частью наши воспоминания будут касаться импортной косметики, которая поступала на советский рынок.
Самое известное советское тональное средство – крем «Балет», который выпускала фабрика «Свобода». Производился «Балет» в одном оттенке. Он обладал очень плотной текстурой, напоминавшей оконную замазку, и создавал на лице эффект гладкой маски. Плохо было то, что кожа под ним не дышала.
Совместно с компанией L’Оreal «Свобода» выпускала тональное средство в тюбиках под названием «Крем-пудра Жэмэ». Его качество было выше, чем у «Балета». Существовало три оттенка: бежевый, персиковый и натуральный. В магазинах чаще продавался «Крем-пудра Жэмэ» натурального оттенка. Кроме того, можно было найти жидкие тональные средства, помещенные в стеклянные флакончики, напоминавшие лекарственные.
Выбор пудры в СССР был шире, чем ассортимент тональных средств. Оттенки их были стандартными – белый, желтый (рашель), телесный, розовый и персиковый. Состав их тоже не отличались разнообразием. Как правило, формула включала тальк, мел, двуокись титана, окись цинка, белую глину и прочее. Больше всего ценилась пудру с рисовой мукой, поскольку она матировала кожу.
Упаковка пудры была в советское время разная. В довоенный период изготавливали металлические пудреницы, даже серебряные, с разнообразными изображениями. После войны упаковка пудры стала картонной и пластиковой. На коробочках часто изображались цветы, соответствующие названию продукта. Ещё одной особенность упаковок пудры заключалась в том, что в них не было пуховок. Они продавались отдельно, но в очень небольших количествах, часто производители рекомендовали использовать вместо пуховок вату, утверждая, что это более гигиенично.
Пределом мечтаний в советское время была французская компактная пудра Lancome, которую надо было «доставать» с большим трудом. Простой черный корпус из пластика с узнаваемой золотой розочкой содержал зеркальце и спонж. Эта пудра неплохо матировала и не осыпалась. Использовали ее по особым случаям. После окончания корпус с зеркальцем надолго оставался в сумочке женщины.
Что касается теней для век, то в СССР не было их разнообразия. Московская фабрика «Рассвет» выпускала наборы под названием «Елена». Они состояли из двух оттенков в прямоугольной коробочке. Также были трехцветные тени в футляре в форме рыбки. Можно было найти и большие палетки. Все тени были перламутровыми или экстравагантными – фиолетовыми, изумрудными, голубыми, бирюзовыми, розовыми. Позже появились варианты с бежевыми, серыми и коричневыми оттенками.
Приложив некоторые усилия, советские женщины могли приобрести польские тени Pollena Miraculum в коробочках в виде цветка с надписью «Тень для век» или в наборе с сухой тушью. Выпускались и палетки из трех оттенков. Палитра была такой же яркой, что и у отечественных теней, но держались они лучше.
В 80-х годах женщины без труда могли купить польские тени Ruby Rose. Они выпускались в большом ассортименте перламутровых оттенков. Но эти тени имели не очень высокое качество.
Поэтому женщины и девушки мечтали приобрести набор итальянской косметики Pupa в элегантном красном корпусе овальной формы. В него входили тени, пудра и румяна.
В косметичках многих женщин в то время можно было найти средства Pupa в красном тюбике с выдвижным зеркальцем. Правда, к итальянскому бренду большая часть из них не имела отношения.
На вершине моды были румяна Este Lauder. Их можно было купить в фирменном магазине, куда попадали только по приглашениям, а также у фарцовщиков за огромные деньги. Но доступен был только розовый оттенок, который подходил далеко не всем, но это не останавливало девушек.
Если кому-то удавалось съездить за границу или в Прибалтику, то эти счастливицы обзаводились помадами Dior, Dzintars или Pupa Italiano. Помады подделывали в Польше, но оттенок у них был выразительным, поэтому польские подделки, которые продавали фарцовщики в СССР, тоже раскупались очень быстро.
В ходу были и польские помады Pollena среднего уровня и хорошие по качеству средства рижской фабрики Dzintars. Юные девушки предпочитали польские блестки для губ со вкусами и оттенками персика, сливы, клубники и, как это ни странно, ореха.
Со благоговением женщины относились к французским помадам в сине-золотых футлярах от Christian Dior, но заполучить их могли только те, кто «имел выход» на дипломатических работников.
В СССР можно было встретить тушь – Louis Philippe. Она выпускалась в привычном для современных девушек формате. Этот иностранный продукт в голубом корпусе характеризовался насыщенным черным цветом, а еще он делал ресницы более пышными и длинными за счет ворсинок в составе.
В продаже имелись и специальные карандаши «Косметика», но стоили они дорого (около 1 рубля), и купить их было очень сложно. Но многие женщины до сих пор вспоминают их мягкость и стойкость. Большинству же приходилось довольствоваться обычными художественными карандашами.
В 80-е годы особо везучие дамы ухитрялись достать арабский перламутровый лак. А еще были средства американского бренда KiKi. Они пестрили яркими оттенками и сверкали блёстками.
В 50-х – 60-х годах 20 века дезодорантов и освежителей в Советском Союзе еще не было. С потом боролись с помощью ментолового крема, талька и одеколона. В 70-е годы стали появляться первые дезодоранты и освежители воздуха — отечественные «Свежесть», «Зеленое яблоко», «Виола», «Тойлекс», «Октава», «Дуэт», прибалтийский «Дзинтарс» и DEO производства ГДР.
К началу 80-х в Москве уже можно было достать югославский дезодорант ВОВ и немецкий «БАК». Пахли они намного лучше «Свежести», которая больше напоминала современные освежители воздуха.
Когда в 80-е годы в Москве открылся магазин Estee Lauder, женщины ходили туда как в музей, полюбоваться импортной косметикой. Некоторые готовы были отдать половину зарплаты за розовые румяна, других в ассортименте не было. Но и это не останавливало советских модниц: не так важно, какого цвета макияж, главное, чтобы он был ярким. Как бы там ни было, но советские женщины старались быть каждый день красивыми, ухоженными и привлекательными.